Речевая характеристика персонажа

Что такое Диалог?

Диалог (от греч. dialogos — разговор двух людей) — разговор двух или нескольких лиц в художественном произведении. Диалог — важнейшая композиционная составляющая, наряду с монологом, портретом, пейзажем и т.д. Диалог — важнейшее средство характеристики героя и передачи процессов его внутренней жизни. Диалоги особенно актуальны для драматических и эпических произведений, в лирических произведениях используются редко. Реплики героев в составе диалога могут быть и грамматически неправильными, отрывистыми, эмоциональными. Все это придает речи героев живой характер и реалистичность. Реплики могут сопровождаться определенной мимикой, жестами. Также важны в диалогах и авторские ремарки, придающие порой особый смысл высказыванию [39]. Речевую коммуникацию, в которой на равных участвуют более двух-трех человек, называют полилогом.

Что такое Монолог?

Монолог (от греч. monos — один, logos — слово, речь) — развернутое высказывание одного персонажа или автора в художественном произведении. Монолог — важнейшее средство характеристики героя в художественном произведении, наряду с диалогом, портретом, пейзажем, интерьером и т.д. Но монолог имеет большое значение для всей структуры произведения. Нередко в монологах заключаются важнейшие для произведения идеи, авторские мысли и т.д. Монологи, наряду с диалогами, призваны раскрыть сложные процессы душевной жизни героя, «диалектику души».

Разновидности монологов:

  • обращенные (имеющие конкретного адресата);
  • уединенные (не имеющие конкретного адресата);
  • внутренние монологи (раскрывающие процесс внутренней жизни героя — монологи Андрея Болконского в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого).

Разновидности монологов по форме речи:

  • монолог-рассказ;
  • монолог-рассуждение;
  • монолог-исповедь.

Внесюжетные вставки:

  • лирическое отступление;
  • вставные эпизоды;
  • художественное предварение;
  • художественное обрамление.

Что такое Авторское отступление?

Авторское отступление (лирическое отступление) — вне- сюжетный элемент произведения; особая форма авторской речи, отклонение автора от непосредственного хода повествования; оценка автором героев, рассуждение на философские, эстетические и др. темы, воспоминания его о событиях собственной жизни и т.д. Это важнейший элемент композиции произведения, благодаря которому создается особая художественная атмосфера, устанавливается эмоциональный контакт автора с читателем. Авторские отступления формируют в читательском восприятии образ автора, раскрывают его взгляды, мировоззрение, привычки (авторские отступления в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина). Кроме того, авторские отступления порой намеренно задерживают развитие действия в произведении.

Что такое Вставные эпизоды?

Вставные эпизоды — эпизоды, раскрывающие события, не связанные непосредственно с сюжетом произведения; они используются автором для иллюстрирования идейного замысла произведения, также могут задерживать ход сюжетного действия. Вставные эпизоды могут быть даны в виде снов персонажей, писем и т.д. В этом случае они выступают как средство характеристики героя, как отражение движений его душевной жизни, как художественное предварение (сон Татьяны, письма Татьяны и Онегина, песня девушек в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина; сон Гринева в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина; «Повесть о капитане Копейкине» в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя).

Что такое Художественное предварение?

Художественное предварение — изображение эпизодов, предваряющих дальнейшее развитие действия, намекающих на возможный исход событий. Своеобразным художественным предварением в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» является сцена изучения рассказчиком лубочных картинок, изображающих историю блудного сына. Художественным предварением мы можем считать пророческий сон Гринева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и сон Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Что такое Художественное обрамление?

Художественное обрамление — сцены, начинающие и заканчивающие основное действие в произведении; несут определенную смысловую нагрузку. Художественное обрамление в виде наличия беседы рассказчиков представлено в повести И.С. Тургенева «Степной король Лир». Прием этот также называется «рассказ в рассказе». Мы находим его в рассказах «Человек в футляре» А.П. Чехова, «Старуха Изергиль» А.М. Горького. Художественное обрамление всегда неразрывно связано с сюжетными событиями (мотивирует введение мистического, фантастического элемента в повествование, указывает на место и время происхождения событий, обозначает очевидцев происшедших событий) [40].

Речевая характеристика персонажа
4 (80%) 18 votes