Ритмика произведений маяковского

«Рассказ», «разговор» — характерные для Маяковского жан­ры, передающие ориентацию на прямое общение, на устную речь, в том числе на речь не только автора, но и героя-рассказ- чика. Если же существующих слов недостаточно или они неточ­но передают мысль и чувство поэта, Маяковский создает свои собственные слова (неологизмы). Примеры здесь многочисленны: «планов… громадье», «размаха шаги саженъи, «темно свинцовоночие», «молоткастый, серпастыйсоветский паспорт» (обратим внимание на то, что все новые слова созданы с учетом правил словообразования, а не в нарушение их).

Установка на прямую речь, на обращение к слушателю определила и особенности ритмики произведений Маяковского.

Вспомним, что в традиционной для русской поэзии силлаботонической системе стихосложения ритм создается за счет пра­вильного чередования ударных и безударных слогов, а единицей ритма является стопа.Она состоит из одного ударного и одного или двух безударных слогов, порядком чередования которых оп­ределяется стихотворный размер (двусложные стопы: хорей и ямб, трехсложные стопы — дактиль, амфибрахий, анапест).

Маяковский использует в своих произведениях классические стопы, например, хорей («Дайте руку!/ Вот грудная клетка» — «Юбилейное»), ямб («Я даже/ ямбом подсюсюкнул,/ чтоб толь­ко / быть / приятней вам» — «Юбилейное»), дактиль («Чтоб коммунизм / канарейками не был побит!» — «О дряни»), ам­фибрахий («И все ей казалось — она жеребенок» — «Хорошее отношение к лошадям»), анапест («Вам, / конечно, известно / явление «рифмы» — «Разговор с фининспектором о поэзии»). Хотя здесь использованы традиционные стопы, не ими опреде­ляется ритмический рисунок приведенных стихов. У Маяковс­кого особо значима не стопа, а слово, которое подчеркнуто, вы­делено ударением.Происходит своеобразное чередование слов, а не слогов, как в силлабо-тонике. Важнейшим элементом ритма становится ударение.Так образуется тонический стих( от греч, tonos- ударение), основанный на относительной равноударно- сти стихотворных строк (иначе говоря, на совпадении количе­ства ударений в строках). Посмотрим это на примере, выписав строфу без деления на подстрочия и расставив ударения (при этом не забудем, что союзы, предлоги, частицы, а порой и ме­стоимения самостоятельного смыслового ударения не имеют):

Поэзия -/ та же добыча радия. — 4 ударения В грамм добыча, / в год труды. — 4 Изводишь / единого слова ради — 4 тысячи тонн / словесной руды. — 4

(«Разговор с фининспектором о поэзии»)

Итак, тонический стих, который был развит в устной по­эзии и к которому в литературе впервые обратился Маяковс­кий, основан на равном количестве ударений в строке при про­извольном количестве слогов. Но абсолютноесовпадение коли­чества ударений не обязательно (в силлабо-тонике тоже встречаются пропуски ударений — пиррихий или дополнитель­ные ударения — спондей). Поэтому правильнее говорить, что ритм в тоническом стихе основан на относительнойвыравнен­ное™ ударений в строках.

Я недаром вздрогнул. / Не загробный вздор./ — 4 ударения В порт, / горящий, /как расплавленное лето, / — 4 разворачивался / и входил / товарищ «Теодор / — 4 Нетте».          — 1

(«ТОВАРИЩУ НЕТТЕ пароходу и человеку»)

В приведенной строфе соблюдается закономерность исполь­зования ударений (по четыре в каждой строке). Из общей схе­мы выпадает заключительная строка: в ней всего одно слово, одно ударение. Именно поэтому строка звучит как удар (он уси­лен звуковыми повторами — «грохочет» звук «р»), как вскрик, как «нет» страшному факту смерти простого и героического че­ловека, которого хорошо знал автор. Так само нарушение рит­мической схемы приковывает внимание читателя и слушателя, помогает точнее и ярче передать чувство автора.

Здесь искали:

  • стихотворный слог маяковского
  • ямб маяковского
  • маяковский ударения в словах
Опубликовано в Сочинения.