Сочинение: Характерные особенности романтиче­ской поэзии Лермонтова

Характерные особенности романтиче­ской поэзии М. Ю. Лермонтова.

Какие темы и пробле­мы важны для Поэта-романтика?

Лирика Лермонтова и поэмы «Демон», «Мцыри» стали вершиной развития русского романтизма. Ро­мантизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей один на один с миром, под­ходящей к действительности с позиции своего идеала, предъявляющей ей исключительные требования. Герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается. Этим обусловлено столь типичное для романтического героя одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и не принимают его идеалов. Герой-ро­мантик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы. Душа романтика устремле­на за пределы скучной реальности. Возникает харак­терное романтическое двоемирие.

Романтический герой Лермонтова сохраняет важ­нейшие приметы в произведениях разных лет. Мотив одиночества воплощен в юношеском стихотворении «Парус» (1832). Почти с неизменными интонациями тот же мотив звучит и в одном из последних стихотворений Лермонтова «Листок» (1841). Интересно, прав­да, что в «Парусе» мечтой романтической души была буря, а в более позднем стихотворении «Дубовый ли­сток оторвался от ветки родимой / И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…» Теперь уже равнодушный мир отказывает ему в желанном покое. Мир враждебен романтику во всех своих проявлениях. Душа его не мо­жет успокоиться на чем-либо. Герой грустит, скорбит и страдает. Подобные настроения пронизывают стихо­творения «Тучи» (1840), «Утес» (1841). Стихотворение «Три пальмы» (1840) развивает мысль о тотальном раз­ладе с миром в сюжетной форме. Одинокие, но прекрас­ные пальмы ропщут, что их красота и возможности пропадают без пользы для людей. Но встреча с людь­ми становится роковой: «И ныне все дико и пусто кру­гом — / Не шепчутся листья с гремучим ключом…»

В перечисленных выше произведениях природа оли­цетворяется, в природе исток образов, но предметом изображения, объектом внимания является, конечно, душа человека. Обращается Лермонтов к миру чело­веческих отношений непосредственно. Стихотворения «И скучно и грустно», «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840) выражают мировую скорбь. Ничто в мире, где вынужден находиться герой, не может быть источником радости:

Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски…

Да и взгляд в глубины собственной души убеждает, что «и радость, и муки, и все там ничтожно…».

Все-таки природа хотя бы иногда является для поэ­та источником облегчающих душу впечатлений, при­миряет его хотя бы ненадолго с миром людей и с ми­ром высшим. Такая концепция в основании образной системы стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837). Общение с природой смиряет бунтую­щую против несовершенства жизни душу героя:

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Весьма своеобразно решается в лирике Лермонтова тема любви. Взгляд на нее тоже в целом находится под влиянием романтического мироощущения. В поисках если не совершенства (оно неосуществимо), то хотя бы минутного покоя, забвения герой-романтик стихотво­рения «Как часто, пестрою толпою окружен…» обраща­ется к прошлому, воспоминаниям о юношеской любви. Впрочем, и тогда он тоже любил не столько реальную девушку, сколько «мечты моей созданье». Совершенно откровенно говорится об этом в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841). Любовь понимается как роковая битва гордых душ, драматическое стол­кновение сильных характеров, борьба одиноких и не­примиримых соперников:

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор…

(«Я не унижусь пред тобою…», 1832)

Расставание рождает не прощение и примирение, желание счастья любимой, а упреки и обиду:

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Здесь искали:

  • особенности романтизма м ю лермонтова
  • романтизм в поэзии лермонтова
  • как проявляется романтическое двоемирие поэзии лермонтова
Опубликовано в Сочинения.