Сочинение: Любовь в драматургии A. H. Арбузова

Любовь в драматургии A. H. Арбузова

Арбузов однажды заметил: «У меня, о чем бы ни шла речь в пьесе, ка­ких бы профессий люди в ней ни действовали… любовь является опреде­лителем душевного состояния человека. Мне кажется, что без любви че­ловек в мире живет вхолостую. Любовь может быть несчастливой, но да­же несчастливая любовь более благо, нежели пустое, мертвое простран­ство вокруг человека».

С точки зрения Арбузова, любовь никогда не бывает бесполезной или бессмысленной. Напротив, любовь способна изменить человека в луч­шую сторону, даже переродить его. По мнению драматурга, полюбить — значит испытать большое счастье, ибо только тогда мир откроется для тебя во всем своем богатстве и красоте. Это, в частности, касается и геро­ев его пьес, которые, испытывая состояние влюбленности, становятся поэтами и бродягами, затворниками и мечтателями, просто одержимы­ми людьми, для которых по-особому светят звезды, которые слышат, как растет трава и пахнут травы.

Там, где пьесы Арбузова рассказывают о любви, у их автора пробуж­дается восторженное восприятие мира и всего сущего на земле. Раскры­вая отношения мужчины и женщины, драматург показывает их красо­ту. Его герои прямо и открыто выражают свои чувства, они не боятся проявить нежность и заботу по отношению к любимому человеку. Нако­нец, влюбленные герои в пьесах Арбузова умеют находить и раскрывать друг в друге самые лучшие движения души.

Только способность любить определяет, по Арбузову, полноценность и нравственную состоятельность человека. Но не все герои его драм способ­ны на это чувство, некоторые из них бегут от любви и даже боятся ее. Так, в пьесе «Счастливые дни несчастливого человека» Маша рассказы­вает о своем неумении любить как о болезни, недуге души: «Не выучена я любить — вот, представь, какая драма… Не было у меня родителей — война унесла. Детдомовская я. Свободный человек. Душа общества. Спеть, станцевать — ради Бога. А истинная радость одна — дело, работа. Недодала мне жизнь тепла, Нелечка… Вот и пробежала мимо счастья». То же происходит и с другим героем этой пьесы — Крестовниковым.

С недоверием относится Арбузов к случайным связям, излишне сво­бодному обращению с интимным чувством. Ведь это часто ведет к распа­ду человеческой личности, приговаривает человека к одиночеству. Так, трагически расплачиваются за подобную «свободу» герои пьесы «Воспо­минание» — Денис и Асенька. Бурная юность Дениса, случайные отно­шения, смерть женщины, сделавшей от него аборт, исковеркали его ду­шу, заставили страшиться самого себя, даже думать о самоубийстве. И только новое чувство к Любе, сильное и открытое, вновь возвратило ему веру в себя и окружающих.

Чувство любви Арбузов понимает и как страсть. Однако последняя у него всегда имеет некую духовную подоснову: родство людей, их взаимо­понимание, стремление уберечь друг друга, оградить от беды. Подлинная страсть всегда владеет героями Арбузова, и кто кого любит в пьесе, всегда можно догадаться: Таня — Германа, Лика — Марата, Люся — Ведернико­ва, Зина — Крестовникова и т. д. Причем женщины у Арбузова любят бо­лее самозабвенно и стойко, их чувства более драматичны. Хотя в целом ни одного из героев его драматургии нельзя обвинить в корыстной и расчет­ливой любви, в использовании чувств и доверия другого человека.

Раскрывая перед зрителем любовную тему, Арбузов в то же время да­ет понять, что чувство влюбленности — это всего лишь краткий миг счастья, что даже самые сильные чувства могут исчезать, что любовь нельзя полностью оградить от бытовых мелочей и общего водоворота со­бытий. Может быть, поэтому абсолютная счастливая любовь в пьесах Арбузова — редкая гостья.

Действительно, подчас герои его пьес вынуждены жертвовать своими чувствами, своими желаниями. Помня о своем долге перед близкими, от­казываются от роли победителей. Так, например, отказывается от любви Виктоша, понимая, что иначе она причинит страшную боль Балясникову и его сыну («Сказки старого Арбата»). Ничем не выдаст своего горя Ири­на, навсегда покидая Антона Охотникова («Потерянный сын»). Найдут в себе силы расстаться Пальчиков и Тамара, сознавая, что их любовь обер­нется горем для детей и Инны («Вечерний свет»). Но даже несмотря на жизненные трудности, считает автор, надо уметь любить. По мнению Ар­бузова, разочароваться в любви — значит духовно оскудеть.

Здесь искали:

  • Сочинение кого из героев любовь изменила в лучшую сторону
Опубликовано в Сочинения.