Сочинение на тему: Конфликт «я» и мир» в творчестве Маяковского

Конфликт «я» и мир» станет ведущим в раннем творчестве Маяковского.Это можно показать также на примере стихотворе­ний «Нате!», «Вам!». Их названия уже заключают в себе вызов, желание задеть, вывести из себя. Этой же цели достигает автор, употребляя сниженную, грубую, иногда даже бранную лексику. В стихотворении «Нате!», например:

Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…

Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь.

Поэт сочетает метафору (толпа — «обрюзгший жир») с ги­перболой («стоглавая вошь»), добиваясь тем самым максималь­ного обобщения. Пошлость становится не просто свойством кого-либо конкретно, а явлением общим, характерным для толпы в целом, для мира «сытых» (используем здесь блоковский образ). Поэтому лирический герой объявляет себя «грубым гун­ном», которому не пристало «кривляться» перед толпой:

…я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я — бесценных слов транжир и мот.

В этих строчках начинают раскрываться иные грани характе­ра лирического героя. Он не только разрушитель и бунтарь, но и владелец «стихов шкатулок», создатель «бесценных слов», ко­торыми готов щедро поделиться с людьми, но они не слышат, они глухи к прекрасному. Наконец, это человек глубоко рани­мый, незащищенный, тщательно оберегающий от посторонне­го вмешательства «бабочку поэтиного сердца». Высшее проявле­ние неразрешимого конфликта поэта и толпы (обратим внима­ние на продолжение пушкинской темы «поэт и толпа») — в образе, целиком построенном на резком контрасте: «Все вы на бабочку поэтиного сердца / взгромоздитесь, грязные, в кало­шах и без калош.»

Лирический герой не принимает этот мир, но и сам оказы­вается непонятым, все больше чувствует свое одиночество. Ис­пользуя олицетворение, автор уподобляет лирического героя скрипке, которая «издергалась…/ и вдруг разревелась так по- детски» («Скрипка и немножко нервно»). Сталкивая лексику раз­ных стилей (геликон «меднорожий, потный», скрипка «выпла­кивалась»), копируя разные ритмы, поэт создает звуковой об­раз разлаженного оркестра.

Если «оркестр чужо смотрел, как / выплакивалась скрипка», то лирический герой чувствует в ее искреннем и сердечном го­лосе нечто созвучное состоянию своей души:

Знаете что, скрипка?

Мы ужасно похожи…

Так возникает в стихотворении Маяковского лермонтовский мотив — поиски и невозможность найти родственную душу. По­тому и стихотворение завершается предложением-вопросом — вопреки всеобщему смеху и непониманию:

Знаете что, скрипка?

Давайте — будем жить вместе?

А?

В этом вопросе-гротеске (сочетание реального с фантасти­ческим) — несмелая надежда на преодоление одиночества и бо­язнь быть непонятым, отвергнутым в мире, где потеряно все человеческое.

Мы видим, что устремленность к идеалу, открытость, сер­дечность — важнейшие составляющие характера лирического героя ранней лирики Маяковского.

Здесь искали:

  • сочинение как я разрешаю конфликта
  • сочинение на тему я в конфликте
Опубликовано в Сочинения.