Сочинение: Самобытность поэтического творчества Кузнецова

Самобытность поэтического творчества Ю. П. Кузнецова

Поэтическое творчество Ю. Кузнецова оригинально и самобытно, сложно и противоречиво. Здесь слова приобретают тревожно-фантастическую образность, строфы — емкость и концентрированность, поэтиче­ские ассоциации — смелость и неожиданность.

Поэтические особенности лирики Кузнецова восходят к разным сфе­рам: быту, космосу, фольклору. В его стихах множество фольклорных образов и мотивов: жар-птица, ковер-самолет, действие происходит «в некотором царстве, за тридевять галактик…», колесо катится по пла­кун-траве и по трын-траве и т. п.

Подчас сказочные герои и фольклорные мотивы иронически пере­осмысливаются автором, как, например, в «Атомной сказке», главной темой которой стала тема взаимоотношений человека, природы и НТР. В этом стихотворении, вопреки сказочной традиции, Иван действитель­но выступает в роли дурака, на «счастливом лице которого» играет «сча­стливая улыбка познанья».

Мысль о судьбе природы в условиях современной цивилизации и про­гресса звучит и в стихотворении «Грибы»:

Когда встает природа на дыбы,

Что цифры и железо человека!

Ломают грозно сонные грибы Асфальт, непроницаемый для света.

Драматический конфликт стихотворения составляет противостояние природы, человека и железного натиска машинной, асфальтовой циви­лизации.

В лучших своих стихотворениях Кузнецов проявляет себя, как поэт, глубоко мыслящий, фантазирующий. Отсюда в его стихах необычные образы: колодезный журавль улетает вслед за живыми и зацветает на далекой земле («Раздумье»), обычный мыльный пузырь в воображении ребенка превращается в планетный шар («Родство»).

Кстати, Кузнецов постоянно подчеркивает важность детских воспо­минаний. Многие из них легли в основу его стихотворений. Вот что он писал по этому поводу: «Это было то самое туманно дремлющее семя, из которого выросло ощущение единого пространства души и природы. Возможно, в этом и следует искать объяснение «космической туманнос­ти» некоторых строк о природе и человеческой душе…»

Для Кузнецова, как для поэта, важен взгляд на мир глазами ребенка. Это ощущение приходит неизвестно откуда, оно подобно поэтическому вдохновению. Кстати, последнее Кузнецов сравнивает в своих стихах с небесным духом. Вот какие строки находим в стихотворении «Поэт»:

Спор держу ли в родимом краю,

С верной женщиной жизнь вспоминаю Или думаю думу свою, —

Слышу свист, а откуда — не знаю.

Соловей ли разбойник свистит,

Щель меж звезд иль продрогший бродяга?

На столе у меня шелестит,

Поднимается дыбом бумага.

Кузнецов по-своему конструирует поэтический мир. Он использует в стихах точные, выразительные метафоры, удивительно емкие эпитеты. Так, хлеб в стихотворении «Черный хлеб» автор называет «дымным», «колючим», «прыщавым», «сырым», «рябым». В стихотворении «Раз­думье» находим такие оригинальные метафоры, как «деревянное раз­думье», «немытая заря», «журавлиные дали» и т. д. Здесь стоит отме­тить, что часто и сам сюжет стихотворений Кузнецова представляет со­бой процесс «метафорического вживания в образ предмета» (И. О. Шай­танов), что, в свою очередь, реализуется в предметных названиях про­изведений: «Холм», «Колесо», «Снег», «Кольцо»… Такое вживание в предмет помогает Кузнецову отыскивать неожиданные для читателя со­поставления:

Вот самовар, мерцающий, потливый,

Стоит со шпорой крана, как петух…

И раздуваю самовар дыханьем —

Готовый лопнуть радужный пузырь…

Включен в розетку, будто в современность,

На привязи скулит мой самовар.

( «Самовар» )

Бывает, что земная конкретность сменяется у Кузнецова отвлеченно­стью, как в стихотворении «Вечный трамвай»:

А на земле душистой и зеленой В сырые сумерки на дальний свет Трамвай проходит перенаселенный,

И метеоры замыкают след.

Говоря о творчестве Ю. Кузнецова, важно подчеркнуть, что он развил в нем свой взгляд на мир. И этот взгляд был поистине новым. Стихотво­рения Кузнецова часто построены на иносказании, многозначительнос­ти. В то же время его поэзия остается верной вечным темам, сложностям и противоречиям века. Она сохраняет высокий романтический порыв, безумный взлет фантазии, обращение к народным истокам, фольклору.

Опубликовано в Сочинения.