Сочинение: В чём причины вражды между людьми?

Тема: «В чём причины вражды между людьми?»

Причины, побуждающие людей враждовать друг с другом, бывают самыми разными. Это могут быть как внешние обстоятельства (несогласие с условиями существования), так и внутренняя неудовлетворённость сложившейся ситуацией. Рассказ о конкретных причинах человеческой вражды я хочу построить, обратившись к героям поэм М. Ю. Лермонтова.

В своей знаменитой поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов пишет об опричнине — страшном времени русской истории, показывая двух героев — молодого опричника Кирибеевича и удалого купца Калашникова. В чём же причина вражды между героями? Враждой между героями послужила страсть опричника Кирибеевича к жене купца Калашникова. Купец бьётся за свою честь и за честь своей жены.

В поэме Лермонтов находит сильную личность в народной, демократической среде — купец Калашников, который восстаёт против власти, деспотизма, унижения. Сила характера Калашникова — в умении следовать поставленной цели до конца (не объясняет свой поступок царю, не идёт на компромисс, идёт в своей борьбе до конца). В лице Кирибеевича унижен не только Калашников и его жена, но и весь образ жизни данного сословия. Калашников в честном открытом кулачном бою убивает Кирибеевича. Калашников, казалось бы, должен удовлетвориться. Но Калашников честно отвечает царю, что сознательно убил его опричника, «вольной волею». Калашников — обладатель сильного русского характера, образ сложный, многозначный, не может и не хочет нести бремя убийства, жить с грехом. Мы понимаем, что причина вражды героев кроется глубоко, в тех социально-политических реалиях, которые сложились во времена Ивана Грозного.

Обратимся теперь ещё к одному произведению М.Ю. Лермонтова «Мцыри». В романтической поэме главный герой вступает в схватку, в борьбу с окружающей действительностью. Мцыри воплощает идеал Лермонтова о неприятии любой тирании, о праве каждого иметь родину, быть свободным в собственном выборе. В чём же причина вражды между монахами и свободолюбивым Мцыри? В первую очередь, основной причиной вражды между героями является неприятие Мцыри той жизни, которую ведут монахи в монастыре. В поэме мечты романтического героя противопоставлены реальности. Мцыри мечтает о свободе, стремится обрести родину, устремлён к людям, человеческому теплу. Окружающая его реальность — обыденное серое существование в монастыре, которое воспринимается героем поэмы как плен:

Я мало жил и жил в плену…

Монастырь здесь выступает как тюрьма, как враг, как символ отказа от реальной жизни. Старцы стары не столько по возрасту, сколько по духу. Выпавшие испытания закаляют волю Мцыри (встреча со стихией, схватка с барсом, испытание любовью, покоем, смертью). Герой умирает, но его дух не побеждён: Мцыри прощает своих врагов, тех, кто не дал ему насладиться подлинной жизнью, но продолжает мечтать о родине, о свободе. Мы понимаем, что причины вражды Мцыри с обитателями монастыря внутренние, кроются в разном восприятии мира, жизни: Мцыри рвётся на волю, готов умереть ради свободы, а старцы удовлетворены своей жизнью в монастыре.

Обратимся ещё к одной поэме М. Ю. Лермонтова «Демон», в которой главный герой, Демон — дух изгнанья враждует со всем миром, с миром людей. Такая вражда обрекает героя на роковое одиночество, на мучительное метание между небом и землёй, добром и злом, высоким и низким. Страсть губит того, кто живёт лишь страстью отрицания. Неизбежность отрицания не оправдывает разрушительных последствий: Демон несёт всем страдание, разрушение, поэтому душа Тамары разрушается под воздействием демонических идей. Никто не может противостоять демоническому началу отрицания. В чём же причина вражды Демона с окружающим миром? В первую очередь это — ненависть, злоба, презрение к людям — всё то, что делает Демона отверженным, изгнанным.

Очевидно, что вражда губительна, она разрушает человека, личность. Каковыми бы не были причины враждебности людей друг к другу, это отрицательно сказывается на них самих. Важно всегда искать выход из создаваемых неразрешимых ситуаций.