Сочинение: В основе каких произведений лежит конфликт мечты и реальности?

Подумайте, в основе каких лирических произведений лежит конфликт мечты и реальности и чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением М.Ю. Лермонтова?

Попробуем сопоставить стихотворение М.Ю. Лермонтова со стихотворением А.А. Блока «Незнакомка», а также со сти­хотворением Ф.И. Тютчева «Чему бы жизнь нас ни учила…». Здесь мы имеем сходство в мироощущении лирического ге­роя каждого из трех произведений. Это герой-романтик, ко­торому более дорога мечта, нежели подлинная жизнь.

В стихотворении А.А. Блока «Незнакомка» мы видим столк­новение мечты и реальности. И мир мечты здесь важнее для поэта, чем мир реальный. То же самое мироощущение пред­ставлено в стихотворении Лермонтова. Герой Блока тоже бес­конечно одинок и противопоставлен окружающему пошлому миру. Этот мир духовно угнетает его, он ему ненавистен, по­этому он уходит в мир чудесной мечты, создавая образ пре­красной Незнакомки. Характерно, что мы не знаем, реальное ли это видение героя или же всего лишь мечта его, порожден­ная терпким вином. Но так или иначе, этот мир мечты важнее реальности. И недаром в финале герой восклицает: «Истина в вине!». Герой Блока также бесконечно предан своей мечте, ко­торая противопоставлена реальности.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: эпитеты («берег очарованный», «очи синие без­донные»), метафору («очи синие бездонные Цветут на этом берегу»), инверсию («В туманном движется окне»),

В стихотворении Ф.И. Тютчева «Чему бы жизнь нас ни учи­ла…» мы также видим противостояние мечты и реальности:

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

 

Мир мечты здесь также важнее, значительнее для поэта, чем реальный окружающий мир, потому что он бессмертен:

И увядание земное Цветов не тронет неземных,

И от полуденного зноя Роса не высохнет на них.

Чтобы сохранить в своей душе этот прекрасный мир, ли­рический герой Тютчева должен всецело жить своей верой, должен любить и страдать, помогать ближним. Таким обра­зом, Тютчев расширяет аспект этого противостояния, вовле­кая в эту тему новые нравственные категории.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: эпитеты («нескудеющая сила», «нетленная краса»), метафору («Чему бы жизнь нас ни учила, Но сердце верит в чудеса»), анафору и синтаксический паралеллизм («Есть нескудеющая сила, Есть и нетленная краса»).

Здесь искали:

  • когда существует конфликт мечты и действительности и как его можно разрешить
  • конфликт мечты и реальности
  • в каких произведениях есть проблема мечты
Опубликовано в Сочинения.