- Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого
- Роман «Обломов» И.А. Гончарова
Тема сочинения 1. Общность авторской позиции: дружба как одна из подлинных жизненных ценностей в понимании Л.Н. Толстого и И.А. Гончарова.
Тема сочинения 2. Интеллектуальная общность друзей, схожее отношение к жизни при различии характеров и темпераментов (образы Андрея и Пьера у Толстого, образы Обломова и Штольца у Гончарова).
Тема сочинения 3. Взаимная помощь и поддержка друг друга в отношениях (Андрей и Пьер поддерживают друг друга в минуты душевных кризисов, приезд Штольца для Обломова становится судьбоносным: жизнь Ильи Ильича круто изменяется, он переживает любовь).
- Роман «Евгений Онегин» (Онегин и Ленский) А.С. Пушкина
- Роман «Герой нашего времени» (Печорин и Грушницкий) М.Ю. Лермонтова
- Роман «Отцы и дети» (Базаров и Аркадий Кирсанов) И.С. Тургенева
Сопоставление произведений
Тема сочинения 1. Мотив ложной дружбы, дружбы-вражды. Мотив героя и «подражателя» (сильнее всего выражен в романе Тургенева, у Лермонтова Грушницкий — своеобразный двойник Печорина, «пародия» на разочарованного героя, у Пушкина Ленский — романтический герой, которому нет места в современной жизни, мотив подражания здесь практически не озвучен).
- Роман «Евгений Онегин» (Онегин и Ленский) А.С. Пушкина
- Роман «Герой нашего времени» (Печорин и Грушницкий) М.Ю. Лермонтова
Тема сочинения 1. Мотив дружбы-вражды. Дуэль и смерть одного из героев как драматический финал истории этой дружбы.
- Роман «Евгений Онегин» (Онегин и Ленский) А.С. Пушкина
- Роман «Герой нашего времени» (Печорин и Вернер, Печорин и Максим Максимович) М.Ю. Лермонтова
Тема сочинения 1. Способность героя к дружбе как своеобразная проверка личностно-нравственной состоятельности его в русской литературе.