Тема природы в рассказе Толстого «Три смерти»

Во второй половине XIX века углубляется и усложняется понимание темы человека и природы и в эпических произведениях. Особенно важную роль играет природа в произведениях Л.Н. Толстого. Одной из люби­мых мыслей Толстого было утверждение естественности жиз­ни простого народа в противопоставлении фальшивости свет­ского общества, дворянства. Народ же живет естественно и потому достойно прежде всего из-за своей привычки к труду, ограничению минимумом разумных потребностей и — близо­сти к природе. Природа показывает человеку, как мудро, не су­етно, спокойно надо жить; в ряде случаев у Толстого природа является тем нравственным эталоном, который. наглядно де­монстрирует, как далеко ушел современный цивилизованный человек от естественной простоты и гармонии. Показателен в этом отношении рассказ Толстого «Три смерти». Старая барыня боится смерти, перед смертью мучает всех окружающих свои­ми капризами, словом, умирает неестественно и недостойно. Простой мужик и умирает проще — как жил, так и умер. Но красивее и естественнее всего умирает дерево, возвращаясь в тот вечный и неумирающий круговорот природы, из которого оно в свое время вышло. Противопоставлением естественной и радостной жизни природы и нелепой и неестественной жизни людей открывается и роман «Воскресение»; в этом отрывке с большой отчетливостью проявляются нравственные воззрения Толстого: «Как ни старались люди, собравшись в одно неболь­шое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на кото­рой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся трав­ку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезыва­ли деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, — весна была весною даже и в городе. Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней, и березы, тополи, че­ремуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы наду­вали лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнезда, и мухи жужжали у стен, пригре­тые солнцем, веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди — большие, взрослые люди, — не переставали обманывать, мучать себя и друг друга. Люди считали, что свя­щенно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира Бо­жия, данная для блага всех существ, — красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом».

Здесь искали:

  • анализ произведения три смерти
Опубликовано в Сочинения.