Женские образы в романе Гончарова «Обломов»

Начните своё сочинение с мысли о том, что особое место в произведении И. А. Гончарова «Обломов» занимает тема любви, которую автор раскрывает через женские образы — Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Обе героини в разные периоды жизни главного героя сыграли знаковую роль. Отметьте, что женские образы в романе, как и мужские, контрастны. На контрасте и будет строиться ваше сочинение.

В первой части дайте портретную характеристику обеих героинь. Отметьте, что Ольга предстаёт перед читателем пытливой натурой, для которой важно постоянно узнавать что-то новое. Девушка много думает, читает, размышляет, об этом говорит даже её внешность. Готовясь к сочинению, обратитесь к тексту романа и найдите портретную характеристику героини. Охарактеризуйте её положение в обществе: она хорошо воспитана и образованна. Ольга — тонкая поэтичная натура.

Совершенно противопоставлен ей образ Агафьи. Выделите основные черты героини — кротость, спокойствие, доброта, послушание, необходимость о ком-то заботиться. Найдите её портретную характеристику в тексте романа. Агафья происходит из простой семьи, не имеет образования. Сделайте вывод о том, что Ольга и Агафья в романе И. А. Гончарова «Обломов» — это два основных типа русской женщины: хранительница очага Пшеницына — типичный образ русской женщины, Ольга же — новый для российской ментальности тип, женщина, которая стремится к саморазвитию и обретению высшего счастья.

Стоит отметить вслед за исследователями творчества писателя, что «два типа женщин не только отображают природный цикл становления и угасания женской природы, но и раскрывают затронутые автором вопросы поиска женского счастья и особенностей женской судьбы».

В следующей части рассмотрите женские образы через призму взаимоотношений героинь с Ильёй Обломовым. Отметьте, что любовь Ольги наполнена светлым всепоглощающим чувством. Но трагедия Ольги в том, что она эгоистична; пытаясь строить своё счастье, героиня забывает о чувствах и истинных желаниях возлюбленного, пытаясь его переделать. Ольга не готова была любить Обломова таким, какой он есть. Он же не готов был меняться.

Совершенно по-иному любит Агафья. Пшеницына принимает Обломова со всеми его недостатками, она окружает его заботой и любовью, не эгоистичной, а слепой любовью матери. Такая любовь тоже бесперспективна, пагубна, а в случае с Обломовым — убийственна.

В заключении скажите о том, что женские образы в романе раскрывают ряд важных социальных и философских вопросов эпохи: показывают преобразования, которые происходят в России. Автор не даёт читателю конкретных выводов. Принимать решение о том, кто из героинь ему ближе, автор доверяет читателю.