Добро и зло в романе «Война и мир»

 «Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят» (Л.Н. Толстой)

Доброта — это особенность характера человека, которая проявляется в милосердии, сочувствии, дружелюбии, готовности помочь окружающим. Это важнейшее нравственное свойство, определяющее внутренний облик человека. Как заметил Л.Н. Толстой, «Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят».

Эту тему писатель развивает в романе «Война и мир». В этом произведении есть герой, обладающий целым спектром достоинств, — умом, мужеством, честолюбием, глубиной мировосприятия. Однако ему недостает доброты и сердечности в отношениях с окружающими. Таким персонажем является у Толстого Андрей Болконский.

Впервые мы встречаемся с Болконским на вечере Анны Павловны Шерер. Он молод и честолюбив, мечтает о подвигах и славе. Кумиром его в этот период является Наполеон. И князь Андрей едет в армию, где он может проявить себя, реализовать свои честолюбивые помыслы. Накануне Аустерлиц- кого сражения Болконский весь находится во власти охвативших его мечтаний. Ему представляется, как он «твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам», как все поражены «верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию… и один одерживает победу».

Здесь в сознании героя начинается спор двух внутренних голосов. Другой внутренний голос возражает князю Андрею, напоминая ему о смерти и страданиях. Но первый голос заглушает эти неприятные для него мысли: «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди, — отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю…». Как отмечает Г.Б. Курляндская, наличие двух голосов во внутреннем монологе героя указывает на раздвоенность, противоречивость Болконского1. И на противоречивость эту Толстой указывал едва ли не с первых страниц романа.

Подчеркивая в герое безусловные достоинства, писатель наделяет князя Андрея и рядом отталкивающих черт. Нетерпимость, претензии на собственную исключительность, чувство презрения и брезгливости по отношению к окружающим, аристократическая гордость часто рождают в нем чувство превосходства над людьми. Чувство превосходства, смешанное с презрением, Болконский испытывает по отношению к жене, штабным офицерам и солдатам, салонной аристократии. Чувство превосходства он испытывает, даже общаясь с Пьером, хотя, казалось бы, искренне любит друга. Вспомним их разговор, когда Пьер, краснея, говорит о том, что он незаконный сын. «Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, все- таки выражалось сознание своего превосходства». В другом месте Толстой прямо пишет о том, что Болконский «огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами». Это постоянное чувство превосходства над людьми, подпитываемое реальными способностями героя, а также складом его мышления и особенностями мировосприятия, способствовало развитию в Болконском индивидуалистических настроений.

На поле Аустерлица происходит своего рода «откровение», резко меняющее судьбу князя Андрея. Истекая кровью на Аустерлицком поле, герой вдруг осознает, насколько пусты, мелки и ничтожны все его прежние желания. Мечты о славе, героическом подвиге, любви окружающих, гений Наполеона — все кажется ему суетным, далеким от истинного смысла жизни, «заключенного в огромном, бесконечном небе», которое он видит перед собой. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец».

Осознав мелочность честолюбивых помыслов, князь Андрей уходит в частную жизнь. Он решает больше не служить ни в армии, ни в штатской службе, в душе его — «охлаждение к жизни», в мыслях — скептицизм и безверие, в чувствах — равнодушие и безучастность. Болконский начинает жить для своей семьи, занимаясь воспитанием Николеньки после смерти Лизы. Однако «простая жизнь дается ему со страданием, тайная ее глубина и значительность для него не открыта». И причиной этого является не только чувство собственной исключительности, неизменно присутствующее в Болконском, но и особая внутренняя сложность князя Андрея, которая передается Толстым через соотнесение мироощущения героя с образом далекого, бесконечного голубого неба.

Как замечает С.Г. Бочаров, образ неба здесь заключает в себе многое — тут и величие, и вечность, и стремление к идеалу, и холодность, безжизненность. Болконскому недостает теплоты, сердечности, доброты по отношению к людям.

Пьер, приехавший в Богучарово, поражается равнодушию и скептицизму князя Андрея, его потухшему взгляду. Безухов с воодушевлением рассказывает другу о тех преобразованиях, которые он предпринял в имениях, но князь Андрей скептически относится к необходимости этих нововведений. Судьба крестьян его не волнует: «Ежели их бьют, секут и посылают в Сибирь, то я думаю, что им от этого нисколько не хуже. В Сибири ведет он свою ту же скотскую жизнь, а рубцы на теле заживут, и он так же счастлив, как был прежде».

Поддержка Пьера, любовь к Наташе Ростовой помогают Болконскому выйти из состояния нравственного кризиса. Однако он не может обрести счастья. Земная жизнь закрыта для этого героя. После истории с Курагиным князь Андрей не может простить Наташу. И лишь получив тяжелое ранение в Бородинской битве, этот герой приходит к чувству всепрощения. Перед лицом смерти происходит перелом в его сознании. После перенесенных страданий он чувствует «блаженство», сердце его наполняет незнакомое ему ранее чувство христианской любви. Он прощает Анатоля Курагина, примиряется с Наташей.

Итак, вся недолгая жизнь этого героя была проникнута осознанием своей великой миссии и стремлением к недостижимому идеалу. Таким идеалом для него оказывается всепрощение.

Таким образом, доброта — это неотъемлемая составляющая натуры человека, определяющая и его нравственный облик, и его судьбу.

Здесь искали:

  • что есть зло что есть добро по роману война и мир сочинение
  • Добро и зло в войне и мире
  • добро и зло итоговое сочинение война и мир