Сочинение: Спор разума и сердца в стихотворении «Роза» Тургенева

Спор разума и сердца

Одной из форм преодоления бессмысленности жизни, по мнению многих русских писателей, является любовь. Но, несмотря на это утверждение, далеко не всегда лю­бовь показывается исключительно как радостное чувст­во. Нередко бывает и так, что разум и сердце влюбленно­го человека спорят друг с другом, противоречат друг другу. Влюбленный вместо того, чтобы наслаждаться прекраснейшим из человеческих чувств, жестоко страда­ет, порой принимая неверные решения. Но случается и так, что чувства, первоначально подвергавшиеся строго­му анализу, все же побеждают и приносят радость, ду­шевный покой и наполняют душу счастьем. Но возможно и другое: человек, прежде осторожный и осмотритель­ный, с головой бросается в омут любви. Тогда чувства страшат, пугают, но берут верх. Предсказать исход собы­тий в этом случае чрезвычайно сложно.

Удивительно, как такую противоречивую гамму чувств и разума влюбленного человека смог показать ве­ликий русский писатель И.С. Тургенев в знаменитых философских зарисовках «Стихотворения в прозе». Для автора любовь — вполне реальное, земное чувство, но об­ладающее огромной, не подвластной воле человека си­лой. Силой одновременно и возвышающей, и разрушаю­щей. Любовь внезапно охватывает человека и целиком поглощает его. Перед этой мощной, стихийной силой любви человек беспомощен и беззащитен. Любовь как большое, неодолимое чувство, как источник радости и страдания рисуется Тургеневым в стихотворении «Роза». Любящим существом выступает здесь женщина. Писа­тель называет ее просто — Она, придавая тем самым все­му стихотворению обобщенный смысл. Эта нежная, тре­петная женщина стоит на пороге новой любви. Она переживает жестокую борьбу разума, который, видимо, старается предостеречь от новых ошибок и разочарова­ний, и чувства, которое выше доводов рассудка.

Глубину и сложность переживаний человека, оказав­шегося во власти спора любви и рассудка, Тургенев пере­дает с помощью двух образов природы: внезапного поры­вистого ливня, промчавшегося над широкой равниной, и молодой, чуть распустившейся, но уже с измятыми и за­пачканными лепестками розы, брошенной в горящий камин. Первый олицетворяет собой неожиданное и бур­ное проявление чувства, вторая — разрушительную силу любви, которая в своем пламени сжигает человека.

Что же берет верх: разум или чувства? Героиня мучи­тельно размышляет, разум ее сопротивляется, внезапно она исчезает, приходит задумчивая и совершенно непо­нятная мужчине. Он не в силах осознать ее душевные терзания. Почему? Вероятно, ответ Тургенева таков: не способен мужчина, живущий страстями, столь серьезно относиться к начинающимся и пока непонятным отно­шениям. А она серьезна чрезвычайно, потому и разду­мывает долго, потому и сжигает нежную юную розу, что предвидит и свой подобный финал. И она к нему готова: разум и чувства больше не спорят, разум отступает на второй план, а чувства, сильные, оглушительные, зани­мают всю душу без остатка. Но, возможно, именно в та­кой ошеломляющей любви и видит И.С. Тургенев, сам испытавший это чувство, красоту и величие жизни.

Таким образом, можно сделать вывод: в сердце влюб­ленного человека может разгораться настоящий спор ра­зума и чувства. Что победит? Возможных ответов очень много. И.С. Тургенев показал в стихотворении в прозе «Роза», как после долгих и мучительных раздумий чело­век полностью отдается чувству любви. Любви, которая, возможно, сожжет его. Но без подобного сгорания невоз­можно понять великое и святое чувство любви. Каждый хотя бы раз в жизни, по мнению писателя, должен так сгореть и узнать великое счастье любить и быть люби­мым!