Спор разума и сердца
Одной из форм преодоления бессмысленности жизни, по мнению многих русских писателей, является любовь. Но, несмотря на это утверждение, далеко не всегда любовь показывается исключительно как радостное чувство. Нередко бывает и так, что разум и сердце влюбленного человека спорят друг с другом, противоречат друг другу. Влюбленный вместо того, чтобы наслаждаться прекраснейшим из человеческих чувств, жестоко страдает, порой принимая неверные решения. Но случается и так, что чувства, первоначально подвергавшиеся строгому анализу, все же побеждают и приносят радость, душевный покой и наполняют душу счастьем. Но возможно и другое: человек, прежде осторожный и осмотрительный, с головой бросается в омут любви. Тогда чувства страшат, пугают, но берут верх. Предсказать исход событий в этом случае чрезвычайно сложно.
Удивительно, как такую противоречивую гамму чувств и разума влюбленного человека смог показать великий русский писатель И.С. Тургенев в знаменитых философских зарисовках «Стихотворения в прозе». Для автора любовь — вполне реальное, земное чувство, но обладающее огромной, не подвластной воле человека силой. Силой одновременно и возвышающей, и разрушающей. Любовь внезапно охватывает человека и целиком поглощает его. Перед этой мощной, стихийной силой любви человек беспомощен и беззащитен. Любовь как большое, неодолимое чувство, как источник радости и страдания рисуется Тургеневым в стихотворении «Роза». Любящим существом выступает здесь женщина. Писатель называет ее просто — Она, придавая тем самым всему стихотворению обобщенный смысл. Эта нежная, трепетная женщина стоит на пороге новой любви. Она переживает жестокую борьбу разума, который, видимо, старается предостеречь от новых ошибок и разочарований, и чувства, которое выше доводов рассудка.
Глубину и сложность переживаний человека, оказавшегося во власти спора любви и рассудка, Тургенев передает с помощью двух образов природы: внезапного порывистого ливня, промчавшегося над широкой равниной, и молодой, чуть распустившейся, но уже с измятыми и запачканными лепестками розы, брошенной в горящий камин. Первый олицетворяет собой неожиданное и бурное проявление чувства, вторая — разрушительную силу любви, которая в своем пламени сжигает человека.
Что же берет верх: разум или чувства? Героиня мучительно размышляет, разум ее сопротивляется, внезапно она исчезает, приходит задумчивая и совершенно непонятная мужчине. Он не в силах осознать ее душевные терзания. Почему? Вероятно, ответ Тургенева таков: не способен мужчина, живущий страстями, столь серьезно относиться к начинающимся и пока непонятным отношениям. А она серьезна чрезвычайно, потому и раздумывает долго, потому и сжигает нежную юную розу, что предвидит и свой подобный финал. И она к нему готова: разум и чувства больше не спорят, разум отступает на второй план, а чувства, сильные, оглушительные, занимают всю душу без остатка. Но, возможно, именно в такой ошеломляющей любви и видит И.С. Тургенев, сам испытавший это чувство, красоту и величие жизни.
Таким образом, можно сделать вывод: в сердце влюбленного человека может разгораться настоящий спор разума и чувства. Что победит? Возможных ответов очень много. И.С. Тургенев показал в стихотворении в прозе «Роза», как после долгих и мучительных раздумий человек полностью отдается чувству любви. Любви, которая, возможно, сожжет его. Но без подобного сгорания невозможно понять великое и святое чувство любви. Каждый хотя бы раз в жизни, по мнению писателя, должен так сгореть и узнать великое счастье любить и быть любимым!