Тема поэзии в лирике Б. Л. Пастернака.

Работая над сочинением по лирике, помните, что свои рассуждения необходимо строить на материале не менее трёх стихотворений. Начните с мысли о том, что каждый поэт размышляет над вопросом, что такое поэзия, и пытается дать ответ на него. К этой теме обращались А. С. Пушкин, А. А. Фет, А. А. Ахматова, В. В. Маяковский и др. Поэзия для Б. Л. Пастернака — это не нечто искусственное, выдуманное, противостоящее жизни, но это часть жизни. Подберите три произведения, в которых бы шла речь о поэзии.

Например, в одном из ранних своих стихотворений «Февраль. Достать чернил и плакать…» Б. Л. Пастернак отождествляет раннюю весну, ливень и поэтическое вдохновение. Акт творчества, рождение поэзии становится естественным продолжением процессов, происходящих в природе весной. Поэт, творец стремится «перенестись туда, где ливень/ещё шумней чернил и слёз». Согласно концепции Пастернака, вдохновение, творчество и сама поэзия не предполагают изоляцию от внешнего мира.

Продолжите свои рассуждения на материале второго произведения. Так, особое понимание поэзии сформулировано в стихотворении «Определение поэзии», в котором автор пытается дать философское определение творчества. Раскройте эту мысль с помощью примеров и комментариев к ним. В пастернаковском стихотворении поэзия предстаёт как выражение всего сущего в его единстве и бесконечности. Чтобы выразить сущность искусства, автор не находит ничего более ёмкого и точного, чем перечисление явлений окружающего мира. В центре его поэтической вселенной прекрасно «уживаются» высокое и низкое: флейты, Фигаро, звезда и грядка, «купаленные доньи», доски.

Тема творчества развивается в стихотворении «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». Пастернак говорит о том, что в поэзии должна звучать сама жизнь. Поэт стремится написать обо всём:

О беззаконьях, о грехах,

Бегах, погонях,

Нечаянностях впопыхах,

Локтях, ладонях.

В стихотворении говорится о попытке не только отразить внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность, добраться «до оснований, до корней, до сердцевины». Познать тайны бытия, суть окружающего мира для лирического героя этого стихотворения Пастернака необходимо, чтобы рождался стих. Поэт хочет творить в своих стихах, как творит природа:

В стихи б я внёс дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

Большая часть стихотворения посвящена сущности поэзии и её назначению — схватывать «нить событий», открывать новое в жизни. В финале поэзия сравнивается с музыкой Шопена:

Так некогда Шопен вложил Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды.

Подводя итоги, отметьте, что согласно концепции Б. Л. Пастернака, подлинная поэзия заключена в самых обыденных вещах и мыслях. Она подобна природе, подобна человеческой жизни.