20.1.2. Литература и искусство в СССР в период с 1917 по середину 1930-х гг.

20.1.2. Литература и искусство

Литература и искусство характеризуются следующими моментами.

  1. Главная тенденция развития литературы в 1920-х – середине 1930-х гг. – переход от множественности и свободы творчества к гос­подству соцреализма и установлению государственного контроля. В 1920-е гг. сохранялась свобода литературы, множественность твор­ческих подходов и связанных с ними литературных объединений. Их можно разделить на две группы:
  • сторонники возникшей в 1920-х гг. «пролетарской культуры» (ор­ганизации Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских пи­сателей);
  • остальные, то есть не связанные с этим течением («Серапионовы братья», «Перевал», «Кузница», «Литературный центр конструкти­вистов», «Левый фронт искусств» и др.).

Однако со второй половины 1920-х гг. усиливается тенденция к подчи­нению литературы власти: резолюция ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы» провозгласила свободное сорев­нование течений, но рекомендовала литераторам занимать сторону влас­ти. Вскоре литераторы были разделены на «прогрессивных» (М. Горький, Д. Бедный, С. Серафимович, В. Маяковский) и «реакционных» (включая эмигрировавших). Завершился процесс подчинения литературы партии и государству постановлением ЦК ВКП(б) 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» и созданием Союза писателей СССР в 1932-1934 г. во главе с М. Горьким (отныне писателями счита­лись только входившие в этот союз авторы, а господствующим стилем провозглашен социалистический реализм).

В 1920-е гг. продолжают свое творчество В. Короленко, А. Толстой, С. Есенин, В. Маяковский, Б. Л. Пастернак, О. Э. Мандельштам, А. А. Ах­матова, с середины 1920-х гг. начинает литературную деятельность М. А. Шолохов (роман-эпопея «Тихий Дон» создавался в 1926-1940 гг.). Популярность получают такие литературные жанры, как агитационный, мемуарный и др.

  1. Основные тенденции в развитии живописи:
  • существование двух основных течений:
  • реалистического (объединения «Маковец», «Ассоциация ху­дожников революционной России» – АХРР, «Общество стан­ковистов» – ОСТ, представители – З. Г. Серебрякова, Б. М. Кус­тодиев, М. В. Нестеров, И. Э. Грабарь, А. А. Дейнека и др.);
  • авангардистского (М. З. Шагал, К. С. Малевич, В. В. Кандин­ский, К. С. Петров-Водкин, П. Н. Филонов), причем первое по­степенно берет верх над вторым;
  • развитие новых жанров живописи – агитационно-массового (сати­рические плакаты, например «Окна сатиры РОСТА», в которых ак­тивное участие принимал В. В. Маяковский) и прикладного (офор­мление городов, посуды и пр.);
  • в 1920-1930-е гг. развиваются все жанры живописи (портрет, на­тюрморт, сюжетно-тематическая картина, пейзаж и пр.), в особое направление живописи выделяется историко-революционная те­матика, а также «Лениниана» и «сталиниана» – создание сюжетных картин и портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина.
  1. В архитектуре выделяются следующие тенденции:
  • в 1920-х гг. возник и установился новый стиль – советский конструктивизм (Мавзолей Ленина в Москве, Дом культуры ЗИЛ и др.), развивавшийся двумя группами архитекторов – конструктивистами («Общество современных архитекторов») и рационалистами («Ассоциация новых архитекторов»);
  • в 1920-1930-е гг. значительно активизируется строительство по всей стране: строятся новые города и поселки, электростанции и заводы (индустриализация и электрификация), автомобильные и железные дороги, общественные здания (дома культуры и пр.). В 1933 г. началось строительство Московского метро (первая стан­ция открыта в 1935 г.).
  1. Для развития скульптуры в этот период были характерны: посте­пенный переход от традиций серебряного века к реализму и монумен­тальности (скульпторы Н. А. Андреев, А. С. Голубкина, И. Д. Шадр), а также реализация принятого в 1918 г. государственного плана мону­ментальной пропаганды, по которому предполагалось в срочном по­рядке снести памятники «в честь царей и их слуг» и возвести памятни­ки героям революции 1917 г. и российского революционного движения (было создано множество новых и переделано большое число старых памятников).
  2. Характерными чертами развития театра в этот период были нацио­нализация старых театров и создание новых, а также творчество зна­менитых режиссеров К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Дан­ченко, В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова и А. Я. Таирова.
  3. Музыка. В это время происходит создание системы музыкальных учреждений, возникновение нового феномена – массовой песни (ком­позиторы А. В. Александров, И. О. Дунаевский, В. П. Соловьев-Седой), проникновение джаза в СССР. К тому же периоду относится деятель­ность мастеров исполнительского искусства (Л. О. Утесов, М. Н. Бернес, К. И. Шульженко) и творчество композиторов М. Ф. Гнесина, С. С. Про­кофьева, а также первый этап творчества Д. Д. Шостаковича.
  4. Развитие кинематографа характеризуется ростом числа фильмов и со­зданием киносети на всей территории страны (в 1920 г. на базе национа­лизированных студий была создана киностудия «Мосфильм»), возник­новением кинодокументалистики (режиссер Д. Вертов) и агитационных фильмов, ростом популярности кинохроники (советский киножурнал «Кинонеделя»). Появляются новые мастера художественных фильмов (режиссеры А. П. Довженко, В. И. Пудовкин, крупнейший из режиссе­ров – С. М. Эйзенштейн, создавший легендарный немой фильм «Броне­носец “Потемкин”»). В 1929 г. появляется звуковое отечественное кино.

Таким образом, к середине – концу 1930-х гг.:

  • с одной стороны, был значительно поднят уровень образованности населения и возникла система учреждений во всех отраслях куль­туры (прежние учреждения были национализированы, создано множество новых), культура стала массовой и общедоступной;
  • с другой – множественность путей развития русской культуры была ликвидирована советской властью: деятельность интеллигенции была поставлена под контроль государственных объединений (Союз писателей, Союз архитекторов, республиканские союзы компози­торов и художников, всероссийские Академия наук, Академия ху­дожеств и т. д.), господствующей идеологией стал советский марк­сизм, а господствующим художественным стилем (методом) – соц­реализм.