20.2.2. Советское искусство в годы Великой Отечественной войны

Советское искусство в годы Великой Отечественной войны

Основные черты — мощный духовный подъем, господство темы патрио­тизма (с чем было связано обращение творческой интеллигенции к по­бедным вехам в истории России, к воспеванию подвига советского на­рода), временное сокращение государственного контроля за искусством. Культура была ориентирована на помощь фронту и бойцам Красной Армии и на спасение богатств советской культуры:

  • постоянная модернизация военной техники и вооружения (авиа­конструкторы А. С. Яковлев, С. В. Ильюшин, А. Н. Туполев), транс­портных и медицинских средств и т. д.;
  • эвакуация многих деятелей культуры и собраний произведений искус­ства в тыл, выездные спектакли и концерты для бойцов на фронте;
  • основные произведения искусства военной эпохи: Седьмая Ленин­градская симфония Д. Д. Шостаковича (1942), целая серия военных песен («Катюша» М. И. Блантера, «Священная война» А. В. Алексан­дрова, «Темная ночь» Н. С. Богословского), поэзия, военная журна­листика и пьесы К. М. Симонова, литературные произведения О. Ф. Берггольц («Ленинградская поэма»), А. А. Фадеева («Молодая гвардия») и А. Т. Твардовского («Василий Теркин»), серия сатири­ческих плакатов и карикатур группы художников «Кукрыниксы», создание множества документальных кинохроник (документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой» 1942 г. стал первой отечественной лентой, получившей награду американской кино­премии «Оскар»), а также ряда художественных фильмов («Иван Грозный» С. М. Эйзенштейна, 1944 г., и др.).
Опубликовано в Справочные материалы.