Гимн (греч. hymnos — хвала) — стихотворение хвалебного содержания, истоки жанра — в религиозной лирике, в молитве. Основные элементы гимна: эпиклеза (священное имя), просьба, ареталогия (эпическая часть). В эпоху античности гимны слагали в честь богов и героев («гомеровские гимны»).
В Древней Греции существовали гимны, посвященные Аполлону, — пеаны, Дионису — дифирамбы, гимны, сопровождавшие шествия, — просодии, гимны для девичьих хоров — парфении, гимны, сопровождавшиеся пляской, — гипорхемы. В Средние века рифмованные гимны представляли собой парафразы библейских текстов и были близки к секвенциям. Гимны посвящались святым, Иисусу Христу. Наиболее известные авторы Средневековья — Рабан Мавр, Филипп Грёвский, Фома Аквинский. Новые мотивы в тематику гимнов вносит эпоха Возрождения (Франциск Ассизский «Гимн брату Солнцу»). Гимны посвящаются темам возвышенным, серьезным и актуальным также для жизни светской («Гимны небу» П. Ронсара, «Гимны дружбе» Ф. Гёльдерлина) [46]. В XVIII-XIX вв. в этом жанре создаются как светские, так и религиозные произведения (А. Ламартин, Ф.Г. Клопшток, И.В. Гете, Ф. Шиллер). Затем жанр утрачивает широкую распространенность. В русской поэзии XX века известны сатирические гимны В. Маяковского («Гимн обеду», «Гимн критику», «Гимн взятке»). Таким образом, мы можем выделить гимны античные, религиозные, национальные, корпоративные, военные, революционные. Характерные признаки данного жанра: наличие многочисленных обращений к восхваляемому предмету, наличие хвалебных описаний, сравнений, метафор, эпитетов, гипербол, вопросительных и восклицательных предложений, риторических повторов; иногда — наличие молитвы или заклинания в конце текста.