Фантастика (способ создания образа) – определение

Другим способом создания образа и выражения авторской оценки является фантастика, т.е. нечто заведомо неправдопо­добное, невозможное в реальной жизни. Так, например, глав­ный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» – персонаж фантастический; в сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» генералы совершенно невероятным образом оказываются на необитаемом острове. Фантастика как прием нужна писателям главным об­разом для того, чтобы предельно заострить ту или иную типи­ческую жизненную ситуацию: так, в упомянутой сказке Сал­тыкова-Щедрина фантастический сюжет необходим для того, чтобы в максимально четком виде представить взаимоотно­шения трудящегося народа и паразитических классов. По сво­им свойствам к фантастике близок гротеск – подчеркнуто за­остренное преувеличение и невозможное в действительности соединение несоединимого, возвышенного и низкого, реаль­ного и фантастического. Так, в «Истории одного города» Щедрина у градоначальника Прыща, который нормально жил, отдавал распоряжения, управлял городом, разговаривал с чи­новниками и т.п., вдруг оказывается фаршированная голова. Гротеск использован и Маяковским в стихотворении «Проза­седавшиеся»: чтобы поспеть на два заседания сразу, людям приходится буквально разорваться пополам — до пояса они на одном совещании, а ниже — на другом. Здесь художествен­ный эффект достигается за счет соединения привычного, бы­тового, обыденного с фантастическим и невозможным.