Формы тренировочных письменных упражнений
- Осмысленное переписывание небольшого (на пол – одну страницу), но важного отрывка текста художественного или критического произведения. Здесь важно обращать внимание на то, как автор строит фразу, какие выбирает слова и почему, в чем проявляется его художественное мастерство. По путно лучше запоминается необходимый текстовой материал.
- Изложение. Выберите небольшое (не стихотворное! Излагать стихи прозой можно лишь в исключительных случаях), на одну – полторы страницы законченное произведение (например, рассказ А. Чехова «Смерть чиновника») или такой же по объему относительно законченный отрывок из крупного произведения (например, авторское отступление «о толстых и тонких» в «Мертвых душах» Гоголя). Прочитайте его внимательно 2-3 раза, закройте книгу и изложите близко к тексту.
- Изложение по памяти. Почти то же самое, что и предыдущее, только текст предварительно специально не перечитывается, а сюжеты берутся немного крупнее или сложнее, например: «Портрет Печорина», «Дуэль Пьера с Долоховым», «История Чичикова» и т.п. В качестве тем для изложения по памяти можно брать и «Вопросы для повторения» из этого пособия.
- Рецензия. Изложите свое мнение о прочитанном произведении, его достоинствах и недостатках, его проблемах и идеях; если хотите, поспорьте с автором. (Правда, спор с позиций сегодняшнего дня должен быть корректным.).
- Письмо. Напишите вашему корреспонденту (можно реальному, а можно и придуманному) ваши впечатления о прочитанной книге, о литературном герое, поделитесь с ним своими мыслями и чувствами по поводу произведения и т.п. Старайтесь только, чтобы ваше письмо было похоже на письмо, а не на сочинение.
- Мини-сочинение. Возьмите любую тему из этого пособия и сжато изложите саше понимание ее (время 1 час, объем не более 2 тетрадных страниц).