Глотая звуки

Глотая звуки

Для русского литературного произношения характерно полное произношение. А потому всевозможные усеченные варианты здрасьте, пожалста, тока, у тя — это проявле­ние «дурного вкуса». В лучшем случае они уместны в рам­ках просторечия. Произносите слова точно, не глотайте зву­ков — в конечном счете, те, к кому вы обращаетесь, лучше и быстрее вас поймут и примут за образованного, культурного человека.

Не добавляйте в слова лишних звуков, произносите звуки правильно! Так говорить нельзя: [асвальт], [пелемени], [киосок].

Впрочем, есть ряд случаев, когда устная литературная речь не приветствует буквального следования орфографии.

Наверное, дело в том, что в русском языке существуют такие сочетания согласных, которые произнести крайне труд­но (хотя и возможно). Возьмем, к примеру, слово грустный. Сочетание букв -стн- необходимо, обусловлено правилами грамматики: два первых согласных звука являются частью корня -груст-, за ними следует суффикс -н-, необходимый для образования прилагательного. Но в итоге получается со­четание, которое совсем не способствует удобству работы нашего языка как физического органа.

Как быть в таких случаях? Норма иногда дает нам посла­бление, и мы можем говорить безвла[сн\ый, а не безвла[стн]ый, кра[ст]вуйте, а не здра[вств]уйте, ле[сн]ый, ме[сн]ый и т. д.

Однако же мы должны тренировать пластику языка в таких словах, как великовозрастный или властный.

За всеми уточнениями обращайтесь к орфоэпическим словарям или к небольшому словарю, который помещен в конце этой книги.

Опубликовано в Справочные материалы.