Классификация схем

Классификация схем

Для того чтобы помочь учителю разобраться в многообразии графических изображений и применять их в обучении, составле­на классификация схем на основе четырех критериев:

  • предназначение (для каких целей схемы используют в обу­чении);
  • содержание (что отражают объекты, изображенные на схемах);
  • время построения (когда происходит построение схем: зара­нее или во время учебного занятия);
  • сопутствующие факторы (дополнительные средства, кото­рые необходимы для понимания содержания схем).

В процессе обучения используются схемы всех вышепере­численных типов. Подробнее рассмотрим, какую роль они иг­рают в организации понимания, коммуникации и деятельности.

Классификация тем

Критерии Тип схем
объектно­

онтологические

направляющие организационно­

деятельностные

Предна­значение Понимание, осмысление новых знаний Организация

коммуникации

Организация

деятельности

Содер­жание Обозначают объекты, ко­торые отра­жают знания Обозначают объекты, кото­рые отражают реальные си­туации, систе­му событий Обозначают объекты, кото­рые отражают организацион­ные формы дея­тельности, виды деятельности
Время по­строения При подготов­ке к учебному занятию, при объяснении учебного ма­териала В процессе коммуникации При подготовке к учебному заня­тию, при объяс­нении плана дея­тельности
Сопутст­вующие

факторы

Текстовое со­провождение Учебная зада­ча, вопросы Текстовое со­провождение, план учебного занятия

 

Опубликовано в Методические рекомендации.