Краткое содержание – А зори здесь тихие – Васильев

Б. Васильев — повесть «А зори здесь тихие». В центре повествования — события 1942 года, действие происходит в Карелии, на зенитно-пехотной батарее, которой командует старшина Васков. В расположение этой батареи забрасыва­ют немецких диверсантов. Считая, что их всего двое, старши­на принимает решение уничтожить их силами своего подраз­деления. В его распоряжении пять девушек-зенитчиц — Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак. У каждой из них — своя жизненная история, своя судьба. Младший сержант Рита Осянина была надеж­ной помощницей старшины. Васков сразу выделил ее среди остальных девушек: «Строга, не смеется никогда». И стар­шина не ошибся — Рита была опытным, умелым бойцом. В первых же главах автор рассказывает историю этой герои­ни. Она очень рано вышла замуж за лейтенанта-погранични- ка, родила сына. Потом началась война, муж ее погиб на по­граничной заставе. Рита стала учиться в танковой зенитной школе, потом оказалась на зенитно-пехотной батарее Васко­ва. Перед смертью Рита рассказала старшине о своем сыне, который остался у ее родителей. «Рита знала, что рана ее смер­тельная и что умирать будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпоч­ку и прикладывала к губам. Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел… Рита выстрелила в висок, и крови почти не было». Мужество, хладнокровие, вы­держка, чувство долга перед Родиной были отличительными чертами этой героини.

Женя Комелькова — яркий, запоминающийся образ, вы­сокая, рыжеволосая красавица. В войну она лишилась всей своей семьи: ее отца, красного командира, мать, сестру и бра­тишку расстреляли немцы. Саму же девочку «эстонка спря­тала в доме напротив», и Женя видела, как убивали ее семью. Она трижды помогает своей группе: обманывает немецких диверсантов у протоки, разыгрывая купание в ледяной воде, убивает напавшего на Васкова фашиста, ценой собственной жизни пытается спасти раненую Риту Осянину и старшину, уводя немцев в лес. С Женей в повести связаны и самые коми­ческие, и самые драматические сцены. Ее доброжелатель­ность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, ду­шевная стойкость вызывают глубокую симпатию читателей. Она умирает в возрасте девятнадцати лет.«… Немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрас­ное лицо…»

Лиза Бричкина была дочкой лесника, из-за длительной болезни матери она не могла посещать школу. Она мечтала устроиться в техникум, но началась война. Лиза погибла при выполнении задания. Спеша добраться к своим и доложить об изменившейся ситуации, она утонула в болоте: «Лиза дол­го видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила».

Соня Гурвич — «переводчица», «городская» пигалица, ху­дющая, «как весенний грач». Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, к театру. Борис Васильев вспоминает: «Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаше всего — первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич». Желая по­мочь старшине, Соня бросается за кисетом, забытом им на пеньке в лесу, и получает ножевое ранение в грудь. «Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела. И понять успела, и крик­нуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала».

Галина Четвертак — сирота, девочка из детского дома, меч­тательница, наделенная от природы богатой фантазией. Ху­дющая, маленькая «замухрышка» не подходила под армейс­кие стандарты ни ростом, ни возрастом. Она очень боялась немцев, и в финале сама вышла на них. «Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, — говорит писа­тель, — была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Чет­вертак об этом». «А-а-а! Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы за­ломленных в ужасе рук. Замерло все на поляне».

Итак, погибли все девушки из группы Васкова. У каждой из них были свои мечты, стремления, надежды. Все самое луч­шее, прекрасное, что было в них (нежность, любовь, наивные девичьи мысли), скрылось за суровым словом «солдат». Фи­нал повести раскрывает смысл ее названия. Замыкает произ­ведение письмо, написанное молодым человеком, который стал случайным свидетелем возвращения старшины Васкова на место гибели девушек вместе с усыновленным им сыном Риты Альбертом. Таким образом, возвращение героя на место его подвига дано глазами молодого поколения. В этом заклю­чается жизнеутверждающая мысль повести, поэтому произ­ведение заканчивается образом отца и сына — символом веч­ности жизни, преемственности поколений.