Краткое содержание – Госпожа Бовари – Флобер

Г. Флобер – роман «Госпожа Бовари». Основная тема романа Флобера «Госпожа Бовари» – противопоставление мечты и реальности. Однако писатель открывает нам здесь не только пустоту и пошлость окружающей жизни, но и пустоту и лживость мечты. Эмма Бовари, на первый взгляд, напоми­нает нам романтическую героиню. Она красива, обладает оп­ределенной тонкостью восприятия, мечтает о возвышенной любви, необыкновенном герое. Но идеалы ее усвоены из де­шёвых бульварных романов, из романтической литературы, поэтому они банальны, посредственны, фальшивы.

Флобер с долей иронии изображает книжный идеал своей героини: «кавалеры храбрые, как львы, и кроткие, как ягня­та». Она мечтает о блестящей жизни вдалеке от ее маленького городка: «в зеркальных салонах, среди овальных столов, по­крытых бархатом с золотой бахромой…». Картины эти во мно­гом примитивны, содержат изрядную долю пошлости. И точ­но так же Эмма реализует свои мечты. Она выходит замуж за Шарля Бовари, человека очень заурядного, посредственного. Она заводит любовников, но эти связи тоже не приносят ей настоящего счастья. Критики отмечали, что в образах обоих её любовников, Леона и Родольфа, раскрылось реальное со­держание романтических штампов «идеального юноши» и светского донжуана. Леон, сентиментальный молодой чело­век, помощник провинциального нотариуса, влюбляется в Эмму в силу своего возраста, юношеского романтизма. Со временем все чувства остывают в его душе. Родольф, трид­цатичетырехлетний мужчина, светский лев, обладающий изысканными манерами, просто использует Эмму, когда ему это удобно. Это циничный, беспринципный, безнравственный человек. Затем он расстается с ней. Автор подчеркивает пре­восходство своей героини над ее любовниками. Она искрен­на в своих увлечениях, ее чувства (в чем-то выражающиеся по-книжному) глубоки и сильны. Но жизнь в пошлом мещан­ском мирке постепенно губит Эмму. Флобер показывает нам личностную деградацию героини: она становится лжива, пороч­на, цинична, перестает заниматься собственной семьей. В финале наступает трагическая развязка: она умирает страшной смертью, отравившись ядом, под непристойную песенку нищего.

Гибель Эммы вызывает авторское сочувствие, потому что это гибель человеческих надежд на фоне пошлого, мещанс­кого мира. Жители этого городка (аптекарь Омэ, местный кюре) – самодовольные, ограниченные, примитивные люди. Никто из них не в состоянии понять Эмму. Она пробует обра­титься за помощью к священнику. Он же объясняет ее состо­яние проблемами со здоровьем: «Вам нехорошо, мадам Бова­ри? Это, верно, что-нибудь с пищеварением. Вам бы пойти домой и выпить чаю или стаканчик холодной сахарной воды. Вам станет лучше».

В романе Флобера нет острых драматических столкнове­ний, напряженной драматической борьбы. Композиция ос­нована на принципе антитезы: мечта постепенно приближа­ется к реальности, сталкивается с ней и рушится. Однако это вполне закономерно: ложные идеалы, по мысли писателя, не­долговечны.

Трагическое звучание романа состоит в том, что реальность не предлагает героине ничего, что бы могло противостоять ее ничтожной мечте.