Кто такой Андрей Боголюбский? Историческое сочинение и Биография

Андрей Боголюбский

Старший сын Юрия Долгорукого, князь владимиро-суздальский и великий князь киевский находился на престоле в период 1157-1174 гг. После смерти Юрия Долгорукого Андрей унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он принял титул князя Ростовского, Суздальского и Владимирского.

Опираясь на свою дружину («милостников») и владимирских горожан, в 1162 г. Андрей изгнал из пределов Ростово-Суздальской земли бывших отцовских дружинников и князей из других колен Рюрика. Став «самовластием всей Суздальской земли», он перенес столицу из Суздаля во Владимир, а свою резиденцию — в Боголюбово-на-Нерли, по которому и получил свое прозвище. Несмотря на отказ приехать в Киев, Андрей вовсе не собирался отказываться от властных полномочий верховного правителя Древнерусского государства и вел борьбу за укрепление своей власти. С 1159 г. упорно боролся за подчинение Новгорода своему диктату и вел сложную военную и дипломатическую игру в Южной Руси. В 1169 г. войска Андрея Боголюбского взяли восставший против его власти Киев. В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире и пригородах развернулось широкое строительство: были построены Золотые ворота (подобно киевским, константинопольским и иерусалимским), замок Боголюбово, а также ряд храмов, в том числе Успенский собор, Рождества Богородицы в Боголюбове. Усиление княжеской власти и конфликте видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского. В середине 1174 г. князь был убит в Боголюбове группой заговорщиков из своего ближайшего окружения.

В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло могущества и было сильнейшим на Руси. Он сыграл значительную роль в укреплении княжеской власти, централизации Владимиро-Суздальской Руси. Андрей Боголюбский проявил себя как политический инноватор, отказавшись от социально-политической опоры в лице ростово-суздальских бояр — дружинников своего отца. Он рассматривает в качестве опоры младшую дружину, считает всех подданных княжескими слугами. Неслучайно Андрея Боголюбского оценивают как «самовластца», заложившего традиции самодержавия в древнерусском государстве.