Методика «Умею ли я…»

Методика «Умею ли я…»

Методика направлена на диагностику трудно поддающихся объективному контролю и анализу общеучебных, логических и коммуникативных умений и навыков. Данная методика может применяться как в полном объеме, так и по отдельным разделам. В обоих случаях главным результатом диагностики должен стать план целенаправленной работы по вооружению школьни­ков способами овладения обозначенными в методике умениями и навыками.

УМЕЮ ЛИ Я Да Нет
1 2 3 4
1 Слушать
а объяснение учителя, не опирающееся на средства наглядности
б объяснение учителя, опирающееся на средст­ва наглядности
в вопросы учителя о средствах наглядности
г вопросы учителя о связях между явлениями, представленными в наглядной форме
Д советы одноклассников во время выполнения учебных заданий
е оценивать свой собственный ответ, то есть слушать самого себя
2 Работать с наглядностью
а формулировать вопросы к иллюстрируемым фактам и явлениям
б схематизировать текст, представлять его в таблице, схеме
в самостоятельно изготовить наглядное посо­бие на основании чтения
г обосновывать, когда наглядное пособие мо­жет быть использовано
Д давать наглядное и логическое объяснение материала на основании самостоятельного изготовления наглядного пособия
е формулировать вопросы к наглядным посо­биям, оценивать их

 

1 2 3 4
3 Работать с текстом
а излагать текст своими словами
б разделять текст на логические части и со­ставлять план
в систематизировать учебный материал
г делать вступление к своему сообщению
д строить логически законченный рассказ
е раскрывать материал в сравнении
4 Оперировать знаниями
а пользоваться справочной литературой
б на основании ряда изложенных фактов делать обобщение
в формулировать познавательную задачу, со­держащуюся в тексте
г высказывать собственное отношение к фак­там и событиям
д самостоятельно формулировать вопросы
е сопоставлять новый материал с уже извест­ными фактами, положениями
5 Проявлять творческую самостоятельность
а при решении учебных задач, предлагаемых учителем на уроке
б при решении учебных задач, выполняя до­машнее задание
в проводить элементарное исследование на ос­новании песколькпх источников (документов, наблюдений, экспериментов) ^
г проводить анализ, синтез, сравнение
Д делать выводы
е делать обобщения на основании ряда поло­жений, фактов

 

1 2 3 4
6 Связывать новый материал с ранее пройденным
а обнаруживать причинно-следственные и дру­гие связи между новым и ранее пройденным материалом
6 актуализировать необходимое и сразу уста­навливать соответствующие связи
в делать правильные, обоснованные выводы при сравнении
7 Сравнивать новые предметы, понятия, явления с ранее усвоенными
а давать характеристику сразу обоим предме­там или явлениям, а не одному из них
б при сравнении вычленять признаки в новом и ранее усвоенном, объяснять устанавливае­мые связи
в обобщать признаки по принципу сходства и отличия
8 Выделять главное, существенное в изучаемом материале
а выделять существенное в изучаемом мате­риале
6 давать название прочитанному отрывку текста
в составлять план изложения материала
г коротко рассказывать о самом важном в тек­сте, делать вывод
9 Осуществлять самоконтроль в учении
а всегда проверять степень усвоения изучае­мого материала с помощью контрольных во­просов

 

1 2 3 4
б при необходимости сжато пересказывать изу­ченное, составлять вопросы по тексту
в проверять правильность вычислений, написа­ния слов
10 Осуществлять творческий подход к вы­полнению учебных заданий
а рассуждать и строить ответы по-своему, не подражая учителю или тексту
б по-своему комбинировать материал, ставить новые, неожиданные вопросы
в находить новые пути решения проблемы, но­вые способы решения задач

 

Подведение итогов первоначально осуществляется по каж­дому разделу методики. Если по всем утверждениям раздела по­лучены положительные ответы, то можно считать, что школьник владеет данным умением. Если хотя бы по одному составляю­щему пункту имеется отрицательное утверждение, то результат не может быть засчитан как положительный.

Интерпретация результатов:

100-90 % положительных утверждений — очень высокий уро­вень владения умениями и навыками;

90-75 % положительных утверждений — высокий уровень вла­дения умениями и навыками;

75-50 % положительных утверждений — потенциальный (сред­ний) уровень владения умениями и навыками;

50 % и ниже — низкий уровень владения умениями и навы­ками.

Опубликовано в Методические рекомендации.