Можно ли говорить об особой роли образа Автора в по­эме «Василий Теркин»?

Можно ли говорить об особой роли образа Автора в по­эме «Василий Теркин»?

Через все произведение проходит образ автора, объединяю­щий многие лирические отступления, специальные главы («От ав­тора», «О себе»). Автор не только любуется своим героем, но и не скрывает своего единодушия, единомыслия с ним:

И скажу тебе, не скрою, –

В этой книге, там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

Автор в поэме – это пушкинская традиция. Некоторые све­дения из жизни автора-повествователя совпадают с биографией Твардовского (так же, как и в «Евгении Онегине» Пушкина). Автор как бы подружился, сроднился с Теркиным и повсюду ему сопут­ствует: «Теркин дальше. Автор вслед».

В поэме есть и образ читателя. Автор выступает в роли по­средника между героем и читателем, ведет с ним свободный разго­вор. Автор предполагает возможную его реакцию на пространное лирическое отступление и заранее пытается объяснить ему, поче­му оно необходимо:

А читатель той порою

Скажет:

Где же про героя?

Это больше про себя.

Про себя? Упрек уместный,

Может быть, меня пресек.

Но давайте скажем честно:

Что ж, а я не человек?

Эта традиция идет от литературы эпохи романтизма, диалоги с читателем занимают большое место, в частности, в произведени­ях А.А. Бестужева-Марлинского («Мореход Никитин» и др.).