Музыка, театр, балет в золотом веке в России

Музыка, театр, балет

Музыка, театр и балет характеризуются следующими моментами.

  1. Музыка. В XIX в. возникает русская национальная музыкальная шко­ла. Основными направления развития музыки в XIX в. были:
  • в первой половине века: появление и развитие особого жанра — рус­ского романса (А. А. Алябьев, А. Л. Гурилев, А. Е. Варламов), а также творчество композитора М. И. Глинки — основоположника нацио­нальной композиторской школы и всех жанров отечественной про­фессиональной музыки (оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людми­ла», симфонические и инструментальные произведения) и А. С. Дар­гомыжского;
  • во второй половине XIX в. — две противоположные тенденции в раз­витии русской музыкальной школы:
  • с одной стороны, творчество петербургской группы композиторов «Могучая кучка» во главе с М. А. Балакиревым (М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков и Ц. А. Кюи) — ориента­ция на русские музыкальные традиции и русские сюжеты, народное творчество;
  • с другой — творчество ориентированных на западные музыкаль­ные образцы композиторов А. Г. Рубинштейна (создатель первой русской консерватории в Петербурге) и его ученика П. И. Чай­ковского (оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», музыка к балетам «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебе­диное озеро»).
  1. Театр и балет. В начале XIX в. в театральном искусстве господство­вал классицизм, в 1820-1830-е гг. — романтизм, с 1840-х гг. — реализм. В XIX в. существовали и создавались как частные (среди которых вы­делялись крепостные театры аристократов), так и государственные те­атры (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Ставились произведения и европейских и отечественных авторов (Н. В. Гоголя, Д. И, Фонвизина, А. П. Чехова). Наиболее извест­ные актеры этого периода: П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, М. Н. Ермо­лова, В. Н. Комиссаржевская, К. А. Варламов и др.

В XIX в. возникает классический русский балет, фактическим создате­лем которого стал переехавший в Россию французский танцор и балет­мейстер М. И. Петипа.

Опубликовано в Справочные материалы.