Что известно о родословной А. Блока, кем были его родители?
Один из предков А.А. Блока со стороны отца, родом из Мекленбурга, был врачом царя Алексея Михайловича. Прапрадед, лейбхирург Иван Блок, получил русское дворянство. Отец, Александр Львович (1852-1909), окончил Петербургский университет, был автором трудов по государственному праву, профессором Варшавского университета. Многие годы он отдал безуспешным попыткам создать новую «классификацию наук». «Судьба его исполнена сложных противоречий, довольно необычна и мрачна», – писал Блок в автобиографии. Родители будущего поэта расстались вскоре после его рождения. В незаконченной поэме «Возмездие» (начата в 1910 г.) Блок описывает смену поколений в дворянской семье, используя материал собственной родословной в контексте русской общественной жизни. Прототипы героев поэмы легко узнаваемы: помимо отца, это «дед» – известный ботаник, ректор Петербургского университета Андрей Николаевич Бекетов, его «меньшая дочь» – мать поэта, Александра Андреевна Кублицкая-Пиоттух (с 1882 г., когда она вторично вышла замуж), – детская писательница, переводчик. «Сын» – сам поэт.
Что можно сказать о самых интересных блоковских местах России?
Блоковские места в Петербурге – не только квартира-музей на Офицерской улице, 57 (открытый в 1980 г.). Это «ректорский дом» на Университетской набережной, 9, где прошло детство поэта, и университет, где он учился на юридическом (1898-1901) и историко-филологическом (1901-1906) факультетах, дом № 3 на Лахтинской, где была написана «Незнакомка», и Большой зал Консерватории, где поэту явилась Кармен. По его стихам знакомы нам «громады, Уснувшие в ночной глуши» и «улицы глухие», «ледяная рябь канала» и «незаметные белые ночи», «за глухим забором ипподром» и Пушкинский дом (Институт русской литературы Академии наук), которому Блок тихо кланяется «С белой площади Сената».
Шахматово (Клинский уезд Московской губернии) – Музей-заповедник А.А. Блока. В Шахматове устраиваются ежегодные Блоковские праздники. Издается научный альманах «Шахматовский вестник».
Какие известны портреты А. Блока кисти известных художников и графиков?
Первый по времени «профессиональный» портрет Блока был выполнен в 1906 г. Татьяной Николаевной Гиппиус, художницей, сестрой З.Н. Гиппиус, доброй знакомой Блока. Этот портрет высоко оценивала А.А. Кублицкая-Пиоттух, мать поэта.
В 1907 г. московский модернистский журнал «Золотое руно» заказал наиболее известным художникам круга «Мира искусств» – портреты ведущих писателей эпохи. Константину Андреевичу
Сомову (1869-1939) был заказан портрет Блока, считающимся одним из самых значительных прижизненных изображений поэта. Портрет поразительно отличается от фотографий поэта того же 1907 г.: Блок-«Парцифаль», Блок-«царевич» вытеснен образом человека, стоящего на пороге «страшного мира», готового к нисхождению «тропой подземной ночи» в адские сферы…
В1918-1921 гг. известной художницей Елизаветой Кругликовой были выполнены три «силуэтных» портрета Блока. В августе 1921 г. Юрием Павловичем Анненковым выполнен блестящий и страшный графический портрет «Александр Блок на смертном одре».
Сохранились также шаржи и эскизы, беглые портретные зарисовки поэта, сделанные в 1907-1910 гг. А.Н. Бенуа, М.В. Добужинским, Н.В. Ремизовым.
Кто из художников и графиков иллюстрировал книги стихов А. Блока?
Полиграфическое оформление первой книги Блока (Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф, 1905) выполнено В.В. Владимировым, вторая книга стихов (Нечаянная Радость. М.: Скорпион, 1907) была оформлена В.Д. Милиоти. Художником книги «Снежная Маска» (СПб.: Оры. 1907) стал один из ведущих художников, Лев Самойлович Бакст (1866-1924), выполнивший для этого издания замечательный фронтиспис «Снежная Маска». Тогда же Бакстом была написана акварель «Незнакомка».
В 1908 г. К.А. Сомов нарисовал изящную обложку для книги Блока «Лирические драмы» (СПб.: Шиповник, 1908). Сомовская графическая арлекинада с театральным амуром и театральным дьяволом, дамами в черных полумасках, пестрыми лоскутьями марионетки, смертью, увенчанной лаврами, – очень нравилась автору. «Обложка Сомова к драмам восхитительна и пестра (красная, желтая и черная)», – писал Блок матери.
В том же 1908 г. известный график Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946) подготовил обложку сборника «Земля в снегу» (М.: Золотое руно, 1908) и обложку отдельного издания трагедии австрийского поэта Ф. Грильпарцера «Праматерь», переведенной на русский язык Блоком.
Полиграфическое оформление первой публикации цикла «На поле Куликовом» (альманах «Шиповник» 1909. Кн. X) выполнил известный книжный график Георгий Иванович Нарбут (1886-1920). Позже он же был художником книги Блока «Стихи о России» (Пг.: Отечество, 1915), воспринятой современниками как одно из вершинных достижений русской лирики начала XX в.
В 1910 г. редакция журнала «Аполлон» заказывает Николаю Константиновичу Рериху (1874-1947) иллюстрацию к циклу «Итальянские стихи». Графическая работа «Город на холме», выполненная Рерихом, была подарена художником Блоку и висела в кабинете поэта. По приглашению художника Блок начал бывать у него. Значительно позже Рерих написал об этих встречах (см. Рерих Н.К. Блок и Врубель // Рерих Н.К. Избранное. М., 1979).
В 1900-1910 гг. один из лучших художников объединения «Мир искусства», Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957), создает цикл «петербургских зарисовок». Некоторые из них прямо связаны с воздействием лирики Блока: «Ночь в Петербурге» – «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (1910-е гг.), более ранний зловеще-символический «Дьявол» (1907), видимо, связан о образом «города-дьявола» в статье Блока «Безвременье» (1906). Сам М.В. Добужинский отмечал: «Блок жил одно время по соседству со мною, на углу Офицерской и речки Пряжки. Из окон его был тот же самый вид, что я часто рисовал из моей квартиры, далекие эллинги Балтийского завода и его железные краны, корабельные мачты и маленький кусочек моря. Впереди узенькая речка описывала дугу… Я встречался с Блоком за пятнадцать лет нашего знакомства реже, чем мог бы. Но я не искал близости. У меня в душе к нему было не только большое поклонение, но и род душевной влюбленности, и мне казалось нужным некое отдаление…»
В 1914 г. над эскизами обложек трех томов лирики и тома пьес Блока для несостоявшегося издания собрания сочинений поэта в издательстве «Сирин» работал Сергей Васильевич Чехонин (1878-1936).
Лучшие, быть может, иллюстрации к стихам Блока принадлежат Юрию Павловичу Анненкову (1889-1974). Он иллюстрировал поэму «Двенадцать» для издательства «Алконост» в 1918 г. Самуил Миронович Алянский, издатель, ставший при помощи Блока владельцем издательства «Алконост», очень близкого поэту в 1918- 1921 гг., просил Анненкова, начинающего графика, своего товарища по гимназии, стать иллюстратором «Двенадцати», – и в этом была, вероятно, «рука судьбы».
В 1920 г. в Париже вышли три издания поэмы «Двенадцать» с иллюстрациями Натальи Сергеевны Гончаровой (1881-1962) и Михаила Федоровича Ларионова (1881-1964).
К сожалению, чисто «живописным» осталось оформление, предложенное М.В. Добужинским для спектакля Московского Художественного театра по драме Блока «Роза и Крест». Решение о постановке пьесы Блока в МХТ было принято осенью 1915 г. Добужинскому было предложено выполнить основную часть декораций и эскизы костюмов. «Чем больше участия в деле примет Мстислав Валерианович, тем приятнее будет», – откликнулся на это решение В.И. Немировича-Данченко Блок (весной 1916 г. стать художником спектакля «Роза и Крест» хотел и Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927), однако театр предпочел Добужинского).
В 1916-1917 гг. Добужинский создал обширный цикл эскизов декораций и костюмов, а также – две иллюстрации к драме («Бертран у окна Изоры», «Майский праздник»). Сохранились подробные списки источников по истории европейского средневековья, использованных Добужинским в ходе работы. Часть из этих источников была предоставлена художнику Блоком.
Какие известны оперные либретто, созданные Блоком? Кто из композиторов писал музыку к стихам Блока?
В марте 1912 г. промышленник и меценат Михаил Иванович Терещенко предложил Блоку написать сценарий балета «из жизни провансальских трубадуров». Музыку к этому балету должен был написать Александр Константинович Глазунов (1865-1936). Этот замысел сразу же увлек Блока, однако по мере работы его над замыслом сценарий балета перерос в либретто оперы, а либретто – в драму «Роза и Крест».
В 1922 г. композитор-модернист Артур Сергеевич Лурье начал работать над партитурой балета «Снежная Маска». Либретто Лурье предложил написать Анне Андреевне Ахматовой. Первые наброски либретто, прочитанные автором зимой 1922 г. К.И. Чуковскому, были оценены им в дневнике как «дивный, тонкий комментарий к „Снежной Маске”». Обстоятельства времени, эмиграция А.С. Лурье прервали работу над балетом, замысел остался неосуществленным. Однако наброски либретто, сделанные А.А. Ахматовой, через двадцать лет оказались первым шагом к замыслу «Поэмы без героя».
Первые романсы на стихи Блока были написаны современником поэта С.Н. Василенко в 1906-1915 гг.: «Болотный попик», «Сольвейг», «Девушка пела в церковном хоре…», «Песня Офелии», «Свидание» («Вот он- ряд гробовых ступеней…»)», «Гадание» («Одинокий, к тебе прихожу…»), «Зимний ветер играет терновником…». Этому же композитору Московский Художественный театр предполагал поручить написать музыку к спектаклю «Роза и Крест». Ряд романсов С.Н. Василенко на стихи Блока исполняла в 1914-1915 гг. Любовь Александровна Дельмас. «Вербочки» Блока были положены на музыку Гречаниновым в 1910 г., Ц.А. Кюи в 1915 г. и А.Г.М. Глиером. Несколько романсов на стихи Блока («Балаган», «Гармоника, гармоника…», «Я, отрок, зажигаю свечи…», «Девушка пела в церковном хоре…») написаны в конце 1910-х гг. М.Ф. Гнесиным. В 1915 г. в известном в начале XX в. музыкальном издательстве Юргенсона была издана партитура музыки М.Ф. Гнесина к драме «Роза и Крест».
Два стихотворения Блока («В голубой далекой спаленке», «Зимний ветер играет терновником») были положены на музыку А.Н. Вертинским. К стихотворению «В голубой далекой спаленке» написал музыку и И.А. Сац.
В 1919 г. композитор Юрий Александрович Шапорин обратился к Блоку с просьбой «дописать» цикл «На поле Куликовом» для задуманной Шапориным кантаты на стихи Блока. Блок выполнил просьбу композитора, но симфония-кантата «На поле Куликовом» была завершена Шапориным лишь в 1939 г.
В 1921 г. цикл романсов «Шесть стихотворений А. Блока» был написан И.Я. Мясковским – однако Блок, скорее всего, не успел услышать этот цикл.
К лирике и поэмам Блока обращались и русские композиторы следующих поколений. Вокально-инструментальная сюита «Семь стихотворений А. Блока» (1967) написана Д.Д. Шостаковичем. На стихи Блока написал целый ряд вокальных циклов и отдельных романсов Г.В. Свиридов (в т.ч. – цикл «Петербургские песни» (1963), «Пять песен о России» (1963), «Опустись, занавеска линялая…» (1963), «Петроградское небо мутилось дождем…» (1963), «Голос из хора» (1966-1967), «Свирель запела намосту»,, «Имя Пушкинского Дома», «Рожденные в года глухие..,»).
Н. В. Богословским написана музыка к драме «Незнакомка» (1970), А.Г. Шнитке – музыка к неосуществленному телеспектаклю «Роза и Крест». Э.В. Денисовым положена на музыку часть цикла «Итальянские стихи» («Итальянские песни», 1964).