Важнейшим средством создания образа героя является психологический анализ – подробное и глубокое воспроизведение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, побуждений и т.п. Психологический анализ позволяет писателю глубже проникать в характер героя, вскрывая тайные пружины его действий, скрытые мысли и переживания, показывать читателю глубинные основы характера. Крупнейшими мастерами психологического анализа в русской литературе были М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов. Особая роль в развитии и углублении этого приема принадлежит Л.Н. Толстому, который впервые стал столь широко показывать движение внутреннего мира человека, – по выражению Н.Г. Чернышевского, «диалектику души». Это значит, что Л.Н. Толстого интересует прежде всего «сам психический процесс» – процесс развития и перехода одних чувств и мыслей в другие. «Диалектика души» оказывалась очень мощным средством создания полнокровного, реалистического, развивающегося характера, обладающего художественной убедительностью для читателя.
Для создания образов героев писатели иногда прибегают к особым, не часто встречающимся приемам. Такова, например, характеристика героя другими действующими лицами произведения: вспомните, как неодобрительно отнеслись к Онегину его деревенские соседи из-за того, что он заменил барщину оброком, не хотел поддерживать с ними отношений и т.п. Естественно, пушкинское отношение к своему герою в данном случае прямо противоположно суждению окрестных помещиков.