СХЕМАТИЗАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОНИМАНИЯ

СХЕМАТИЗАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОНИМАНИЯ

Часто учащимся бывает трудно понять и усвоить тему учеб­ного курса из-за высокого уровня абстракции, обобщенности понятий, громоздкости материала. Во избежание подобной си­туации используется схематизация. При помощи схем можно абстрактные и обобщенные понятия изобразить наглядно в виде объектов, громоздкий материал разделить на смысловые логи­чески завершенные части и представить каждую часть в виде схемы. Всё это позволит сделать сложный и большой по объему учебный материал доступным и понятным и поможет зафикси­ровать в памяти графические образы объектов, которые послу­жат опорой для последующей работы с текстом*.

Понимание представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего-либо. Оно достигается на основе связывания понимаемого с прошлым опытом ребенка, а так как схемы от­ражают сущность понятий и явлений, их структуру и взаимосвя­зи, то именно они являются одним из эффективных средств ор­ганизации понимания новых предметных представлений.

Однако схема как самостоятельный предмет не может пол­ностью обеспечить понимание и осмысление новых знаний — важна работа со схемой, в процессе которой задействованы все мыслительные процессы. Рассмотрим это на примере схемы трехслойного строения мыследеятельности Г. П. Щедровицкого, переоформленной Ю. В. Громыко в учебном пособии «Мета­предмет “Знак”». В схеме средний уровень — мыслекоммуникация, верхний уровень — мышление, нижний уро­вень — мыследействование).

На этапе объяснения нового материала учитель демонстри­рует заранее составленную схему, которая отображает абстракт­ное понятие в виде объекта, называет его и с опорой на схему объясняет сущность понятия.

В этот момент в слое мыслекоммуникации происходит слухо­вое и визуальное восприятие информации. Далее в слое мышле­ния идет «проработка той графической картинки, с помощью ко­торой фиксируется первоначально возникший мыслительный образ», возникают ассоциативные связи, основанные на дей­ствии распознавания и учащийся задумывается: что бы это значило? Происходит прорисовка смыслового образа и анализ того, что понятно, а что непонятно, — это мыследействование.

Затем, с поступлением следующей информации, ученик ра­ботает со схемой: определяет составляющие представленного объекта, их относительное размещение, выделяет главное и су­щественное в предмете изучения, выявляет связи и взаимосвязи между элементами. В связи с этим понимание корректируется. Когда новая информация будет встроена в систему уже имею­щихся представлений, можно будет предположить, что понима­ние произошло, причем сложившиеся до этого момента пред­ставления могут измениться.

Использование схемы ускоряет процесс понимания, так как появляется возможность охватить сначала весь образ понятия, затем при детальном анализе рассмотреть каждую часть и опять связать их воедино.

В процессе понимания письменных текстов учащиеся рабо­тают не со схемой, а с текстом автора, используя схемы. Чтобы построить схему к тексту, ученику нужно выделить ключевые слова, проанализировать, что в содержании наиболее значимо, а что второстепенно, какая информация существенная, а какая несу­щественная. Это требует активизации всех операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования*.

При составлении текста «в сознании автора явление дейст­вительности представлено как нечто целостное, не расчлененное на части. Чтобы выразить это целое, автор по своему усмотре­нию членит целое на части и эти части воплощает в тексте. Од­нако задачей текста остается представление целого».

Учащийся, читая текст, «должен проделать обратную опера­цию — опираясь на части, восстановить ту целостность, которая была у автора в момент изложения. Таким образом, очевидно, что для более успешного действования ученика в условиях школьного обучения ему необходимо овладеть техниками вос­становления целого по частям».

В работе В. М. Колпакова и О. С. Анисимова «Метод пони­мания текстов» описывается, каким образом происходит по­нимание письменных текстов с использованием схематизации. Рассмотрим один из фрагментов этого метода.

Текст автора представлен несколькими смысловыми фраг­ментами (отрывками, смысловыми частями). При чтении первой смысловой части у читателя формируются перво­начальные представления о смысле прочитанного — это первич­ное понимание. Для внесения поправок в первичное понимание читатель еще раз читает текст и строит схему. В результате по­является гипотеза о том, что имел в виду автор текста.

Для проверки гипотезы нужно прочесть следующую смы­словую часть. Происходит понимание второго фрагмента текста и построение схемы. Далее следует процедура сравнения пред­ставлений о смысле прочитанного в первой и второй частях тек­ста. На основе сравнения идет либо подтверждение гипотезы, либо ее опровержение. В обоих случаях понимание подвергает­ся коррекции. Если гипотеза подтвердилась, то смысл уточняет­ся, если не подтвердилась, то смысл корректируется.

«Если понимание и первого, и второго (любого числа) от­рывков по теме выражено в схемах, то читатель может упро­стить соотнесение содержаний, сведя к сравнению «содержа­ний» схем…».

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что в процессе понимания действует правило герменевтического круга: «для понимания целого необходимо понять его отдель­ные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого».

 

Опубликовано в Методические рекомендации.