Методика «Умею ли я…»

Методика «Умею ли я…»

Методика направлена на диагностику трудно поддающихся объективному контролю и анализу общеучебных, логических и коммуникативных умений и навыков. Данная методика может применяться как в полном объеме, так и по отдельным разделам. В обоих случаях главным результатом диагностики должен стать план целенаправленной работы по вооружению школьни­ков способами овладения обозначенными в методике умениями и навыками.

УМЕЮ ЛИ ЯДаНет
1234
1Слушать
аобъяснение учителя, не опирающееся на средства наглядности
бобъяснение учителя, опирающееся на средст­ва наглядности
ввопросы учителя о средствах наглядности
гвопросы учителя о связях между явлениями, представленными в наглядной форме
Дсоветы одноклассников во время выполнения учебных заданий
еоценивать свой собственный ответ, то есть слушать самого себя
2Работать с наглядностью
аформулировать вопросы к иллюстрируемым фактам и явлениям
бсхематизировать текст, представлять его в таблице, схеме
всамостоятельно изготовить наглядное посо­бие на основании чтения
гобосновывать, когда наглядное пособие мо­жет быть использовано
Ддавать наглядное и логическое объяснение материала на основании самостоятельного изготовления наглядного пособия
еформулировать вопросы к наглядным посо­биям, оценивать их

 

1234
3Работать с текстом
аизлагать текст своими словами
бразделять текст на логические части и со­ставлять план
всистематизировать учебный материал
гделать вступление к своему сообщению
дстроить логически законченный рассказ
ераскрывать материал в сравнении
4Оперировать знаниями
апользоваться справочной литературой
бна основании ряда изложенных фактов делать обобщение
вформулировать познавательную задачу, со­держащуюся в тексте
гвысказывать собственное отношение к фак­там и событиям
дсамостоятельно формулировать вопросы
есопоставлять новый материал с уже извест­ными фактами, положениями
5Проявлять творческую самостоятельность
апри решении учебных задач, предлагаемых учителем на уроке
бпри решении учебных задач, выполняя до­машнее задание
впроводить элементарное исследование на ос­новании песколькпх источников (документов, наблюдений, экспериментов) ^
гпроводить анализ, синтез, сравнение
Дделать выводы
еделать обобщения на основании ряда поло­жений, фактов

 

1234
6Связывать новый материал с ранее пройденным
аобнаруживать причинно-следственные и дру­гие связи между новым и ранее пройденным материалом
6актуализировать необходимое и сразу уста­навливать соответствующие связи
вделать правильные, обоснованные выводы при сравнении
7Сравнивать новые предметы, понятия, явления с ранее усвоенными
адавать характеристику сразу обоим предме­там или явлениям, а не одному из них
бпри сравнении вычленять признаки в новом и ранее усвоенном, объяснять устанавливае­мые связи
вобобщать признаки по принципу сходства и отличия
8Выделять главное, существенное в изучаемом материале
авыделять существенное в изучаемом мате­риале
6давать название прочитанному отрывку текста
всоставлять план изложения материала
гкоротко рассказывать о самом важном в тек­сте, делать вывод
9Осуществлять самоконтроль в учении
авсегда проверять степень усвоения изучае­мого материала с помощью контрольных во­просов

 

1234
бпри необходимости сжато пересказывать изу­ченное, составлять вопросы по тексту
впроверять правильность вычислений, написа­ния слов
10Осуществлять творческий подход к вы­полнению учебных заданий
арассуждать и строить ответы по-своему, не подражая учителю или тексту
бпо-своему комбинировать материал, ставить новые, неожиданные вопросы
внаходить новые пути решения проблемы, но­вые способы решения задач

 

Подведение итогов первоначально осуществляется по каж­дому разделу методики. Если по всем утверждениям раздела по­лучены положительные ответы, то можно считать, что школьник владеет данным умением. Если хотя бы по одному составляю­щему пункту имеется отрицательное утверждение, то результат не может быть засчитан как положительный.

Интерпретация результатов:

100-90 % положительных утверждений – очень высокий уро­вень владения умениями и навыками;

90-75 % положительных утверждений – высокий уровень вла­дения умениями и навыками;

75-50 % положительных утверждений – потенциальный (сред­ний) уровень владения умениями и навыками;

50 % и ниже – низкий уровень владения умениями и навы­ками.