Направляющие схемы

Направляющие схемы

Следующий тип схем – направляющие. По внешнему виду эти схемы имеют сходство с объектно-онтологическими, так как выполнены в одном семиотическом материале (семиотика – от греч. semeiotikon,от semeion— это знак), но отличаются по предна­значению, времени создания и содержанию.

Предназначение направляющих схем состоит в том, чтобы направить внимание обучающихся на предмет обсуждения, ор­ганизовать коммуникацию и помочь прийти к взаимопониманию.

Направляющие схемы создаются в процессе коллективного мышления в период работы группы над общим заданием. В ходе обсуждения при решении какой-либо задачи (про­блемы, вопроса) на листе бумаги фиксируются знаково-символические изображения, отражающие реальную ситуацию, про­исходящую в группе, – появляется схема. Под реальной ситуацией понимается следующее: каждый член группы участвует в поис­ке путей решения задачи, и все найденные пути решения, пра­вильные они или неправильные, отражаются в схеме. Каждый член группы может задать уточняющий вопрос «Что изображено на схеме?», внести свои дополнения, изменения и прокомменти­ровать их. Таким образом, к итоговому результату и созданию схемы причастны все участники группы.

Содержанием направляющих схем является не один объект, а несколько, так как происходит фиксация объектов, обозначен­ных в условии учебной задачи, и объектов, отражающих мысли каждого коммуниканта.

Вовлечение школьников в создание направляющих схем очень значимо, так как это дает возможность:

  • включить каждого участника группы в мыслительный про­цесс;
  • удержать внимание учащихся на предмете обсуждения;
  • вернуться к разговору об объекте и не упустить важный мо­мент;
  • организовать промежуточную и итоговую рефлексию.

Привести примеры направляющих схем невозможно, так как они появляются в процессе коммуникации и прекращают свое существование по окончании этого процесса.