Картина двоемирия в стихотворении Жуковского «Море»

Картина двоемирия в стихотворении Жуковского «Море».

Тема стихотворения: изображение двух миров — моря и неба.

Идея стихотворения: романтическое противопоставление моря и неба.

Какова главная мысль автора, изобразившего две природные стихии?

Жуковский в духе поэтов-романтиков противопоставляет два пространства, две среды, которые могут быть условно обо­значены словами: здесь и там. Море олицетворяет собою поня­тие здесь, оно воплощает в себе действительность, привычный для человека мир, в котором живёт. Но эта действительность не всегда радует человека, он стремится к иному — тому, что связано с его мечтой об идеально прекрасном.

Море, земное, реальное, стремится к непостижимому иде­алу — небу, обозначенному понятием там. Привлекая образы неба и моря, поэт создаёт картину двоемирия, картину реаль­ного и идеального.

Но в своём стремлении к небу море встречает грозную пре­граду — мрачные тучи, несущие бурю, непогоду.

А человек в своём стремлении к идеалу, обозначенному по­нятием там, встречает трудности, беды, потери.

Но вот буря миновала, и море, отражая небо, казалось бы, должно успокоиться и жить безоблачной жизнью — так живёт его идеал, недостижимое небо.

Но море продолжает волноваться, потому что в бездне спо­койной оно скрывает страх за небо. Ведь повторение бури, не­навистные мятежные тучи могут вновь разрушить идеально сложившуюся картину и неба, и самого моря.

Так и человек, перенесший страх и волнение за жизнь и спо­койствие дорогого ему существа, не может быть уверен в том, что беды не повторятся снова.

Размер стиха: белый амфибрахий.

Художественно-изобразительные средства

  1. Олицетворение. Море показано как могучий живой орга­низм, наделённый сильными чувствами и мощным разумом:

Ты бьёшься, ты воешь…

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу.

  1. Музыка стиха. Ритм строк «качающийся», похожий на удары волн.
  2. Отсутствие рифмы придаёт стихотворению особую тор­жественность. Ведь значимые, яркие речи оратор произносит не в стихотворной форме. В нерифмованном тексте отражены черты стихийности, свободы волеизъявления в природе.
  3. Примеры аллитерации в созданной словесно картине моря: повторение шипящих звуков, часто употребляемые звуки з, с.
  4. Сравнение. Похожесть жизни человека и жизни моря.
  5. Философский смысл. Непрерывность и вечный, нескон­чаемый процесс жизни природы и пребывания человечества в сущем мире.