БЫТ НА СЦЕНЕ, СЦЕНЫ В БЫТУ
На это тоже нужно было время: догадаться вывести на сцену сварливую жену, глупого мужа, вздорную свекровь, непослушного подростка. На это тоже нужна была смелость: после высокого смеха над общественными пороками и онтологическими недоработками олимпийских богов заставить зрителей смеяться над походкой толстого дядюшки, хитроумными выходками нерадивого
слуги или чрезмерной влюбчивостью хозяйской дочки. Это сегодня семейно-бытовая комедия занимает большую часть репертуара любого провинциального театра, а когда-то она предстала перед изумленными зрителями в самый первый раз.
Драматурга, открывшего миру семейно-бытовую комедию, звали Менандр — и было время, когда это имя не сходило с уст любого мало-мальски просвещенного грека. Менандра цитировали, ему подражали, о нем спорили, на него ссылались, его именем решали семейные конфликты и провозглашали домашние истины. Уже первая его комедия, поставленная на афинской сцене, произвела эффект разорвавшейся бомбы: даже те, кого раньше в театр калачом заманивали, бежали занимать места в первых рядах. Удивительно, как это никто до Менандра не рассказал зрителю не о недосягаемых страстях Федр и Ифигений, а про обычный, смешной и нелепый, ежедневный быт.
Открытие Менандра оказалось удивительно востребованным: его комедии запоминали, заучивали наизусть, пересказывали домашним, в качестве житейской мудрости передавали детям. Несмотря на то, что после падения Римской империи абсолютно все тексты комедий Менандра были утеряны, фразы из них, шутки, имена героев, сюжетные коллизии кочевали из произведения в произведение многочисленных послеменандровых писателей (влияние стилистики Менандра испытали даже Шекспир и Мольер!) — и так вплоть до начала XX века, когда в 1905 году в Египте при раскопках на месте древнего города Афродитополя был найден склад древних папирусов, и среди многочисленных свитков — пять комедий Менандра! Вот уж истинно: рукописи не горят и не исчезают! Последняя из найденных комедий, шестая, «Сикионцы», явилась миру в 1960 году, когда ученые демонтировали ящики, в которых в Фаюмском оазисе хранились безымянные мумии, — древние безутешные наследники умерших вельмож озаботились, чтобы на том свете вельможам было повеселее с добрыми и забавными комедиями Менандра.
Так что всем желающим разыграть в своем собственном быту драматические или трагические сцены не лишним
будет напомнить: самым правильным отношением к быту будет добрый, беззлобный смех. Авторы таких семейных сцен рискуют прожить долго и счастливо, а может, даже и вечно.