БЫТ НА СЦЕНЕ, СЦЕНЫ В БЫТУ

БЫТ НА СЦЕНЕ, СЦЕНЫ В БЫТУ

На это тоже нужно было время: догадаться вывести на сцену сварливую жену, глупого мужа, вздорную свек­ровь, непослушного подростка. На это тоже нужна была смелость: после высокого смеха над общественными пороками и онтологическими недоработками олимпий­ских богов заставить зрителей смеяться над походкой толстого дядюшки, хитроумными выходками нерадивого

слуги или чрезмерной влюбчивостью хозяйской дочки. Это сегодня семейно-бытовая комедия занимает боль­шую часть репертуара любого провинциального театра, а когда-то она предстала перед изумленными зрителями в самый первый раз.

Драматурга, открывшего миру семейно-бытовую ко­медию, звали Менандр — и было время, когда это имя не сходило с уст любого мало-мальски просвещенного грека. Менандра цитировали, ему подражали, о нем спори­ли, на него ссылались, его именем решали семейные кон­фликты и провозглашали домашние истины. Уже первая его комедия, поставленная на афинской сцене, произвела эффект разорвавшейся бомбы: даже те, кого раньше в театр калачом заманивали, бежали занимать места в первых ря­дах. Удивительно, как это никто до Менандра не рассказал зрителю не о недосягаемых страстях Федр и Ифигений, а про обычный, смешной и нелепый, ежедневный быт.

Открытие Менандра оказалось удивительно востребо­ванным: его комедии запоминали, заучивали наизусть, пересказывали домашним, в качестве житейской мудрости передавали детям. Несмотря на то, что после падения Рим­ской империи абсолютно все тексты комедий Менандра были утеряны, фразы из них, шутки, имена героев, сюжет­ные коллизии кочевали из произведения в произведение многочисленных послеменандровых писателей (влияние стилистики Менандра испытали даже Шекспир и Моль­ер!) — и так вплоть до начала XX века, когда в 1905 году в Египте при раскопках на месте древнего города Афродитополя был найден склад древних папирусов, и среди многочисленных свитков — пять комедий Менандра! Вот уж истинно: рукописи не горят и не исчезают! Последняя из найденных комедий, шестая, «Сикионцы», явилась миру в 1960 году, когда ученые демонтировали ящики, в которых в Фаюмском оазисе хранились безымянные му­мии, — древние безутешные наследники умерших вельмож озаботились, чтобы на том свете вельможам было повесе­лее с добрыми и забавными комедиями Менандра.

Так что всем желающим разыграть в своем собственном быту драматические или трагические сцены не лишним

будет напомнить: самым правильным отношением к быту будет добрый, беззлобный смех. Авторы таких семейных сцен рискуют прожить долго и счастливо, а может, даже и вечно.