Честь. Что может быть дороже?
Понятие чести было всегда очень значимым для людей. Каждый, кто не сделает подлость, не предаст, не совершит иное зло, считает себя человеком чести.
В связи с этим в тексте представлена следующая проблема. Мы считаем своим долгом не отвечать злом на причинённое нам зло, не защищаем себя, а окружающие нас недруги намеренно стремятся нас оклеветать либо унизить, лишив нас чести.
Комментарий: отплатить за обиду нужно любой ценой, не прощая, любыми средствами.
Вторая проблема связана с именем А.С. Пушкина. Он оказался вовлечённым в интригу «клеветниками ничтожными», которые не простили ему его гениальность и ненавидели за прямодушие и гордость. И он, «невольник чести», был убит, но оставил своим детям «честь и имя». Честь, которую он защитил ценою жизни, и имя благородного человека.
Комментарий: Пушкин остался в памяти потомков как Человек с большой буквы, Человек чести.
Позиция автора такова. Отстоять свою правоту, защитить себя — нравственный долг каждого человека. Человек, которого унизили, чьё имя смешали с грязью, должен отстоять свою честь обязательно любой ценой. За нанесённую обиду он должен наказать своего врага. И «расплату» нужно рассматривать не как месть, а как справедливое возмездие. Я согласен с этим мнением автора.
Аргумент первый. Цена чести всегда была очень высока. Чтобы защитить её, люди часто жертвовали жизнью. На сегодняшний день упразднена дуэль — действенное средство наказания врага, причём наказания немедленного. Поэтому безбоязненно гуляют по земле пошляки, сплетники и подлецы, обидевшие нас, а мы бессильно разводим руками. В мире «шоу- бизнеса» бытуют скандалы, в которых так называемые «звёзды» не жалеют средств, чтобы создать дурную славу своим конкурентам. Но добавляет ли это благородства тем, кто порочит честь невинных людей?
Второй аргумент — описание дуэли между Печориным и Грушницким в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». У Печорина и Грушницкого одинаково высокое мнение о себе — это то, что сближает их. Но Печорин всерьёз не воспринимает, не уважает Грушницкого, видя в нём человека недалёкого, но с претензиями. Грушницкий ненавидит Печорина и очень завидует ему, его высокому положению, богатству, успехам. По словам критика Белинского, «…самолюбие решило его на заговор против чести Печорина». Печорин, презирая Грушницкого, мог бы оставить его в покое. Но конфликт заходит слишком далеко — дуэль неизбежна.
Вывод. Чтобы защитить свою честь, нужны, по Белинскому, «сила духа и могущество воли» человека. А это по плечу не каждому.