Добро и зло в Мастер и Маргарита

М.А. Булгаков – роман «Мастер и Маргарита». В рома­не Булгакова сложно переплетаются понятия добра и зла. Во­ланд – сатана, традиционно должен быть абсолютным воп­лощением зла, но он зачастую восстанавливает справедли­вость на земле, разоблачая человеческие пороки. Самое же большое зло, по мысли Булгакова, сосредоточено в мире чело­веческого общества. И так было во все времена. Об этом пи­сал Мастер в своем романе, раскрывая историю сделки про­куратора Иудеи с собственной совестью. Понтий Пилат от­правляет на казнь ни в чем не повинного человека, бродячего философа Иешуа, так как такого решения ждет от него обще­ство. Исходом этой ситуации становятся бесконечные муки совести, одолевающие героя. Положение же в современной Булгакову Москве еще плачевнее: там нарушены все мораль­ные нормы. И Воланд словно пытается восстановить их не­зыблемость. За четыре дня пребывания в Москве сатана оп­ределяет «истинное лицо» многих персонажей-деятелей куль­туры, искусства, чиновников, местных обывателей. Он точно определяет внутреннюю сущность каждого: Степа Лиходеев, известный деятель культуры, – бездельник, кутила и пьяни­ца; Никанор Иванович Босой – взяточник и мошенник; про­летарский поэт Александр Рюхин – лжец и лицемер. А на сеансе черной магии в московском варьете Воланд в прямом и переносном смысле разоблачает гражданок, позарившихся на то, что можно получить даром. Примечательно, что все про­делки Воланда почти незаметны на фоне повседневной жиз­ни Москвы. Тем самым автор как бы намекает нам, что ре­альный быт тоталитарного государства, с его узаконенной партийной иерархией, насилием – это и есть главное дья­вольское действо. В этом мире нет места творчеству и люб­ви. Поэтому Мастеру и Маргарите нет места в этом обще­стве. И здесь мысль Булгакова пессимистична – для на­стоящего художника счастье на земле невозможно. В мире, где все определяется социальным положением человека, все-таки существуют добро и истина, но им Приходится искать защиты у самого дьявола. Таким образом, по мысли Булгакова, противостояние добра и зла вечно, но понятия эти относительны.