Как трактуется исследователями смысл названия рома­на «Тихий Дон»?

Как трактуется исследователями смысл названия рома­на «Тихий Дон»?

«Славный тихий Дон», «Ты наш батюшка, тихий Дон» – так исстари называли эту реку. Фольклорно-песенное название шоло­ховского романа отражает замысел автора – показать жизнь дон­ского казачества с его традициями, культурой, диалектными осо­бенностями языка.

Смысл названия комментируется эпиграфами (два ко всему ро­ману, один – к третьей книге). Все эпиграфы – старинные казачьи песни. Первый – сокращенный вариант песни «Дон после войны». В ней и любовь к «славной землюшке» и «батюшке тихому Дону», и жалобы на тяжкую казачью долю: земля «засеяна казацкими го­ловами», «украшен Дон вдовами и сиротами». Постоянный эпи­тет «тихий» приобретает контрастный трагический смысл на фоне происходящих в романе бурных событий. Эпиграфы здесь – сво­еобразная лирическая «предыстория», уводящая в глубь веков: ка­зачество – военное сословие, образованное еще в XV в. для защи­ты границ московского государства. Казаки наделялись землей за службу, это воины и пахари.

Во втором эпиграфе основной образ «взмутившейся реки» (в фольклорной лирике – символ тревоги, волнений).

Созвучен второму эпиграфу третий, но здесь помутнение Дона объясняется не природными явлениями («студены ключи бьют, бела рыбица мутит»), а социальными: Дон «распустил… своих яс­ных соколов… – донских казаков». Название песни – «Дон отпу­стил своих сынов на войну». Полыхает Верхнедонское восстание, когда большинство казаков после «германской» войны хотя и вер­нулись домой, но не пашут землю, а участвуют в сражениях на раз­ных сторонах; часть их покидает Донщину, а в четвертой книге ска­зано, что казаки «зараз – как евреи: рассеялись по лицу земли».

В этой песне постоянный эпитет «тихий» имеет значение «спо­койный», «мирный»: «…Бывало ты все быстер бежишь… все чистехонек». Образ тихого Дона выступает символом народной жизни, символом родины.