Краткое содержание – Леди Макбет Мценского уезда – Лесков

  • Н.С. Лесков – повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

Писатель исследует природу любви-страсти, начисто завла­девшей душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова женщина, мещанка Катерина Измайлова. В юности ее выдали замуж за купца Измайлова, которого она никогда не любила. Жизнь в патриархальном купеческом доме быстро наскучила ей, детей у нее не было, она стала тоско­вать. А потом полюбила своего приказчика Сергея. И лю­бовь-страсть, впервые проснувшаяся в ней, полностью зав­ладела ее душой, перерастая установленные бытовой изме­ной пределы: «…развернулась она во всю ширь своей про­снувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять ее нельзя». И эта страсть приводит ее к преступлениям, к гибе­ли. Ради своего любовника Катерина Львовна тайно губит своего свекра, мужа, маленького племянника, бросает соб­ственного ребенка, который родился у нее от Сергея. В фи­нале она попадает на каторгу, где любовник предает ее. Она вступает в схватку со своей соперницей, и обе женщины то­нут. Любовь-страсть – это, по мысли писателя, разрушитель­ная стихия, не управляемая разумом.

Вместе с тем критики отмечали в этом произведении опре­деленный конфликт героини с мертвящей, домостроевской атмосферой, сопоставляли Катерину Измайлову с героиней Островского, Катериной Кабановой (драма «Гроза»), Одна­ко сходство здесь лишь во внешних, бытовых обстоятель­ствах. По складу своего характера эти героини совершенно различны. Катерина Измайлова – натура сильная, она уме­ет постоять за себя, многое дано ей от природы. Вместе с тем в ней есть что-то звериное, не укладывающееся в какие-либо нормы. В самой страсти ее есть что-то животное. И Лесков подчеркивает это, обрамляя сцену любви героев звуками из животного мира: «Жирная лошадь томно вздохнула за стен­кой конюшни… пронеслась без всякого шума веселая стая собак… с кухонной крыши раздался пронзительный коша­чий дуэт; потом послышались плевок, сердитое фырканье и вслед за тем два или три кота, оборвавшись, с шумом покати­лись по приставленному к крыше пуку теса».

После страшных преступлений героини писатель показал ее страшные муки. «Кругом все до ужаса безобразно: беско­нечная грязь, серое небо, обезлиственные мокрые ракиты и в растопыренных их сучьях нахохлившаяся ворона. Ветер то стонет, то злится, то воет и ревет. В этих адских, душу разди­рающих звуках, которые довершают весь ужас картины, зву­чат советы жены библейского Иова: «Прокляни день твоего рождения и умри». Кто не хочет вслушиваться в эти слова, кого мысль о смерти и в печальном положении не льстит, а пугает, тому надо стараться заглушить эти воющие голоса чем- нибудь более их безобразным. Это прекрасно понимает про­стой человек. Он спускает тогда на Волю всю свою звериную простоту, начинает глупить, издеваться над собой, над людь­ми, над чувством».

Образу Катерины Львовны противопоставлен в повести образ приказчика Сергея. Образ этот вводит в произведение мотив лубка, что проявляется И в самом портрете героя («мо­лодец с дерзким, красивым лицом, обрамленным черными как смоль кудрями и едва пробивающейся бородкой»), и в обри­совке автором любовных сцен («Много было в эти ночи в спальне Зиновия Борисовича И винца из свекровою погреба попито, и сладких сластей поедено, и в сахарные уста поцело­вано, и черными кудрями на мягком изголовье поиграно»). На фоне сильной, все разрушающей страсти героини образ приказчика, его поведение воспринимаются читателем как пошлый фарс.

В финале мы видим: единственное, что остается у герои­ни, – это ее любовь. «Она видит опять Сергея, а с ним ей и каторжный путь цветет счастием». Однако именно на этом пути Катерину Львовну ждет разочарование, нравственная ка­тастрофа. Ее любовь оказывается преданной, униженной, втоптанной в грязь девочкой Сонеткой, с которой Сергей за­водит новые отношения. На ней она видит свои чулки, «синие шерстяные чулки с яркими стрелками» (те самые, которые она безропотно отдала Сергею). И воспринимает это не просто как измену, а как оскорбление, надругательство над любовью.

Финал произведения вновь отсылает нас к «Грозе» А.Н. Островского. Однако снова отметим существенную раз­ницу в миросозерцании этих героинь. «Катерина Кабанова – явление в своей среде инородное, луч света, пробившийся из­вне и озаривший на мгновение всю неприглядность темного царства, засвидетельствовавший полную обреченность этого царства. Тот разряд молнии, который принес гибель Катери­ны Измайловой, родился в темных густых недрах самой этой среды», – отмечали исследователи.

Таким образом, любовь у Лескова не просто мешает геро­ине жить и не приносит ей счастья, она толкает ее на преступ­ления, губит ее душу.