В. Астафьев – повествование в рассказах «Царь-рыба».
Век прошлый и век нынешний стали временемжестких испытаний для человека и мира. Наша жизнь проходит в мегаполисах, среди бетонных домов, асфальта, загрязненного воздуха, воды. Остро встают перед нашим обществом экологические проблемы – результат необдуманных действий человека, грубого вмешательства его в мир природы. Каждый сейчас понимает, что мы стоим на грани катастрофы: разрывается вековая связь между человеком и природой. И это является настоящей трагедией для всего человечества.
И этот трагизм взаимоотношений человека и природы нашел свое отражений в творчестве многих советских писателей – В. Распутина, Ч. Айтматова, В. Астафьева. Вспомним, к примеру, сборник В. Астафьева «Царь-рыба» (повествование в рассказах).
Основная тема книги – взаимодействие человека и природы. Писатель задается вопросом: каким должен быть настоящий хозяин Земли? При этом человек у Астафьева рассматривается как часть природы. Она произвела на свет все живое, создала человека. Он обязан любить и беречь ее, как собственную мать.
Большая часть книги у Астафьева посвящена экологическим проблемам, безжалостному уничтожению земных богатств. Писатель рассказывает, как истребляют белую и красную рыбу на Енисее, уничтожают зверя и птицу. Два брата – резкий, грубый Командор и благообразный внешне, внимательный ко всем Зиновий Игнатьевич Утробин – искуснейшие браконьеры. Однако между собой враждуют. Однажды ночью Игнатьичу повезло: на его самоловы попался огромный осетр, «черный, лаково отблескивающий сутунок со вкось обломанными сучьями». Он попробовал поднять его в лодку, однако не смог. В памяти Игнатьича был жив наказ деда: «Лучше отпустить ее, клятую, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать о ней, искать ее». Особенно это важно сделать, если за человеком есть какой-то грех. Но азарт не позволил герою выпустить рыбу: «Упускать такого осетра нельзя. Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому Якову». Игнатьич снова стал вытягивать рыбину и вывалился из лодки, запутавшись в собственных сетях. Так он оказался рядом, бок о бок, с царь-рыбой, в холодной воде. В этой экстремальной ситуации, на грани жизни и смерти, всплыли в памяти земные грехи, вспомнил он, как обидел когда-то свою односельчанку Глашу Куклину. Приревновал к лейтенанту, потом надругался над ни в чем не повинной девушкой. Спустя годы, поняв собственную подлость, он просил у нее прощения. Но не смогла его простить Глаша. «Пусть вас бог простит, Зиновий Игнатьевич, а у меня на это сил нету, силы мои в соленый порошок смололись, со слезами высочились… Во мне не только что душа, во мне и кости навроде как пусты…», – сказал она. И вот герой искренне раскаивается в содеянном, молит о пощаде, мысленно обращаясь и к Глаше, и к царь-рыбе, и ко всему белому свету. Игнатьич дает себе слово, если останется цел, снова пойти к ней и молить ее о прощении, бросить браконьерство и уехать. И все это дает ему «какое-то еще не постигнутое умом освобождение». Рыба срывается и уходит в воду. Полуживого, потрясенного Игнатьича вытаскивает из воды Командор. Потеряв ногу, Зиновий Утробин продал дом, а перед отъездом «зачем-то ходил к Глафире Куклиной, недолго пробыл в ее дому, вышел совсем подшибленный, осекшийся лицом».
Так тема природы сопрягается у Астафьева с темой Женщины, Матери. Автор требует самого чистого, бережного, целомудренного отношения к ней. Это придает повествованию философскую глубину. Человек, по мысли писателя, должен существовать в гармонии с природой. Характерны стихи одного из героев повествования, цитируемые автором:
Когда-нибудь придет в тайгу землянин без ружья, Попробует дослушать и понять все песни И, может быть, узнает с горькой мукой,
Как неразумен был и часто дик он,
И бил не птиц, а мирных, безоружных к нам посланцев, Старающихся песнею своей внушить любовь И доброту ко всякому живому существу.
А на земле его свинцом!Огнем! Обманом!
Не думая о том, что там, в глуби небесных океанов,
В иных мирах, возьмут да нас, землян, вдруг глухарями посчитают И встретят выстрелами в грудь…
Таким образом, герою Астафьева преподнесла ему урок сама природа. Бытовой, на первый взгляд, незначительный эпизод автор рассматривает в философском плане. Писатель возвращает наше сознание к гетевскому тезису: «Природа всегда права».