Кто такой Константин Петрович Победоносцев? Биография

Константин Петрович Победоносцев

Жизнь и деятельность ученого-правоведа, российского государственного деятеля, обер-прокурора Святейшего синода относится ко 2 половине XIX —■ началу XX. Победоносцев был автором исторических и юридических трудов («Курс гражданского права», «Исторические исследования и статьи»). С 1861 г. преподавал законоведение в царской семье; был наставником ряда великих князей, в том числе будущих императоров Александра III и Николая II. Победоносцев активно участвовал в подготовке судебной реформы 1864 г., будучи членом комиссии по выработке проекта судебных уставов. Отстаивая в начале 1860-х гг. ряд либеральных принципов (гласность, отделение суда от администрации), в последующие годы Победоносцев склоняется к консервативным идеям. Политические и философские взгляды Победоносцева можно охарактеризовать как неприятие индивидуализма и рационализма. Он критиковал основные устои культуры и принципы государственного устройства стран Западной Европы; осуждал демократию и парламентаризм. В 1880-1905 гг. Победоносцев — обер-прокурор Святейшего синода и член Комитета министров. После гибели Александра II сыграл важную роль в повороте правительственной политики к сохранению самодержавия. На заседании Государственного Совета 8 марта 1881 г. Победоносцев подверг резкой критике «конституцию Ло- рис-Меликова», следствием стала отставка либеральных министров. Победоносцев составил манифест 29 апреля 1881 г. «О незыблемости самодержавия». В правление Александра III он настаивал на ужесточении цензуры, ограничении прав неправославных исповеданий, преследовании старообрядцев и сектантов; особое внимание уделял повышению общественной роли православной церкви (увеличение количества храмов и монастырей, численности духовенства, перевод приходского духовенства на государственное жалование, поддержка движения церковных братств, создание сети церковных школ для народа и др.). Отвергая либеральные начала, Победоносцев в то же время критически относился к контрреформам — административно-законодательной ломке институтов 1860—70-х гг. Это обусловило разногласия Победоносцева с другими деятелями охранительного лагеря (М.Н. Катковым, Д.А. Толстым). Во второй половине 1880-хгг. влияние Победоносцева падает, ограничиваясь главным образом рамками духовного ведомства. После обнародования Манифеста 17 октября 1905 г. Победоносцев подал в отставку.

Историческая роль К.П. Победоносцева состоит в том, что он являлся идеологом самодержавия и играл значительную роль в определении правительственной политики в области религии, просвещения, в национальном вопросе и др. При активном участии Победоносцева происходит усиление клерикальных начал в российской жизни. По сути, Победоносцев был главной фигурой российского консерватизма. Так воспринимала его оппозиционная общественность либерального и радикального направлений. Его называли «диким кошмаром русской истории», «государственным вампиром», в определенной степени демонизировали обер-прокурора Синода. Победоносцев отстаивал идеи особого пути России

на основе самодержавия и православия, был убежденным антилибералом. Но в результате преследования либеральной печати и организаций усилились нелегальные оппозиционные радикальные элементы (неонародники и социал-демократы). Таким образом, в перспективе деятельность К.П. Победоносцева не привела к укреплению российской государственности и развитию общественного диалога.