Можно ли согласиться с мыслью критика Писарева о том, что Павел Кирсанов — герой печоринского типа

Можно ли согласиться с мыслью критика Писарева о том, что Павел Кирсанов — герой печоринского типа?

Произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин» было закон­чено в 1830 г. Время окончания романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — 1841 г.

Таким образом, главные герои произведений Пушкина и Лермонтова разделены во времени всего десятью годами: Онегин из эпохи двадцатых годов, Печорин является «героем… времени» годов тридцатых.

В своей статье «Базаров» литературный критик Д.И. Писарев отмечает в них черты «лишних людей», которые «не вписались» в привычные формы жизни, не нашли своего призвания, не определили для себя главный, подлинный интерес, который мог бы составить смысл их существования.

«Во всякое время, — пишет критик, — жили на свете люди, недовольные жизнью вообще или некоторыми формами жизни в особенности».

К разряду таких людей принадлежат Онегин и Печорин.

«…бездеятельность и пошлость жизни душат Онегина». Он не может довольствоваться тем, «чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». (В. Белинский. «Сочинения Александра Пушкина».)

Именно, как считает критик Белинский, «свет пустой» — это та среда, которая загубила лучшие качества души Онегина.

Григорий Печорин в романе М.Ю. Лермонтова «Герой на­шего времени» — натура противоречивая. «Силы необъятные» никак не проявились в жизни этого человека, одарённого от природы. Поэтому герой несчастлив, поэтому «бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду». Печорин стремится воплотить в дела своё «назначение высокое», он ищет подлинные ценности в жизни. Однако оказывается, что силы его тратятся впустую, а события и люди, встреченные на пути, для него слишком про­сты и незамысловаты.

Да и что может составить счастье Печорина?

Он мечтает о том, чтобы его «все любили», но преданной, самоотверженной, любящей души, как ему кажется, нет рядом. Григория Александровича любят Мери, Вера, Бэла, дружбой с ним дорожит Максим Максимыч, но он быстро их «разгады­вает» и теряет к ним интерес. Сам же он «увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных».

Натура Печорина очень глубока. Придёт время, и Печорин, пережив страсти и сомнения, станет иным — человеком, силь­ным духом, умным и жизнестойким. Это мнение критика Бе­линского.

Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» нельзя назвать героем печоринского типа, хотя в чём-то эти два человека схожи. Его воспитание, светскость, аристокра­тизм, богатство рождают в нём чувство превосходства над другими людьми. Он, по сути ровесник Печорина, тоже ис­пытывает на себе влияние своего сложного времени, эпохи «безвременья». Но метания Печорина ему несвойственны. Он считает, что неотразим. Как светский лев, человек редкой судьбы, он уверен, что его удачливость, успехи в карьере даны ему по праву.

Несчастная любовь сломала его, отняла у него лучшие годы жизни.

При этом Павел Петрович всегда был человеком самовлю­блённым, и для него важнее было казаться, нежели быть.

Печорин же при его пылком нраве и желании «дурить» (вы­ражение Писарева) — человек гораздо более искренний и от­крытый для людей, чем Кирсанов.

Печорина критика оценивает как «лишнего человека», пере­живающего конфликт со своим временем, средой.

А Павел Петрович прежде всего человек своего сословия, и никакие веяния со стороны, даже вторжение в его жизнь Ба­зарова, не потревожили его сословную невозмутимость.