Можно ли Свидригайлова считать двойником Раскольникова?
Социально-психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866) создаёт для читателя сложную картину общественных, нравственных отношений в России в 60-е годы XIX в.
Родион Раскольников, главный герой романа, — недоучившийся студент, измученный бедностью. Он «дитя» своего века, своего времени. Мысли о несправедливом устройстве мира угнетают его. Родион восстаёт против законов этого мира и знает «одной лишь думы власть» — желание этот мир изменить. Как могут «хозяева жизни», наполеоны, лужины, Свидригайловы, находясь на вершине «человеческого муравейника», повелевать другими, людьми честными и совестливыми, но лишёнными прав на человеческое существование?
Размышления Раскольникова выстраивают в его сознании бесчеловечную теорию деления людей на «тварь дрожащую» и тех, кто «право имеет». По сути дела, душа молодого человека «расколота». Им движет желание «сломать, что надо, да и только». Иными словами, насильственно изменить жизнь в глобальных масштабах на разумных, человечных началах.
Но может ли быть высокая цель, которая руководит помыслами героя, совмещена с преступными средствами? Да, может, считает он. Ведь, как ему кажется, он смог бы взять на себя «страдания человеческие», чтобы защитить «униженных и оскорблённых».
Но «натура», чувство справедливости, подсказывает «освободителю человечества»: он не прав.
Последующее убийство старухи-процентщицы — шаг математически выверенный, как ему кажется. Раскольников при этом пытается доказать себе, что убийство «никому не нужной и… всем вредной старушонки» поможет понять ему самого себя. «Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?».
Но, по словам проницательного Порфирия Петровича, герой свою «натуру не сумел рассчитать». «Я себя убил, а не старушонку: тут-таки и ухлопал себя навеки!» — с тоской восклицает Родион. Последующее раскаяние, явка с повинной, суд и каторга, любовь и участливое отношение Сони, новый взгляд на него товарищей по несчастью, а главное — приход к истине через веру в Бога — это перерождает героя, даёт ему надежду на преодоление внутреннего кризиса. Новое представление о своём предназначении открывается пред ним.
Любить Бога и людей, жить праведно, терпеть — таков удел человека, преодолевшего в себе внутренний «раскол» (двойственность чувств), намеренного жить по законам совести и добра.
Но почему же Свидригайлов в известном смысле является двойником Раскольникова?
Потому что на каком-то важном жизненном этапе и того, и другого объединяет общее: ложное понимание того, что в жизни всегда побеждает человек сильный, тот, кто «переступить» «право имеет», презрев «тварь дрожащую».
Свидригайлов, однако, идёт по жизни изначально преступным путём, умело заметая следы своих злодеяний. Были известны факты повешения крепостных на чердаке его дома; подозрительной и тёмной выглядит история смерти его жены Марфы Петровны. Он с настойчивостью маньяка преследует Евдокию Романовну, пытаясь добиться от неё взаимности.
Но со временем Свидригайлов всё же понимает страшную греховную суть своих поступков и кончает жизнь самоубийством в тёплую сырую ночь в петербургских кварталах.
В тревожные часы полусна накануне рокового шага его посещают картины прошлой развратной жизни, и эти видения ещё раз подтверждают для него чувства вины и правильность выбранного решения: он должен наказать самого себя. Во искупление грехов он оставляет деньги на содержание детей Екатерины Ивановны.
Да, Раскольников и Свидригайлов — двойники, и общее направление их исканий — в чудовищных жизненных ошибках и в мучительном прозрении.