Иоганн Вольфганг Гете – трагедия «Фауст». Образ двойственной, противоречивой личности создает Гете в трагедии «Фауст». С самого начала мы видим глубочайшую раздвоенность, внутренний конфликт Фауста. Он говорит своему ученику Вагнеру:
Но две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом.
Одна, как страсть любви, пылка И жадно льнет к земле всецело,
Другая вся за облака Так и рванулась бы из тела.
В этом образе поэт воплотил извечную противоречивость человека, борьбу в нем низменного и возвышенного, природного и духовного начала. Так, герой Гете – личность яркая, незаурядная, это талантливый ученый, пытающийся отыскать истину. Он не удовлетворен окружающей действительностью, своей деятельностью, пытается обрести смысл собственной жизни. Ради этого он идет даже на сделку с дьяволом, выдерживает множество испытаний. Однако, испытывая Фауста, Мефистофель невольно способствует духовному развитию героя. Сомнение представляется Гете необходимым элементом жизни. Дух отрицания не дает человеку «впадать в спячку», порой пробуждает его лучшие внутренние качества.
Но в то же время Фауст – земной человек, душою его порой владеют страсти. И Гете в этой трагедии открывает нам демоническую природу страсти. Отдаваясь ей, человек уже не может принадлежать самому себе. Так, противоречивы чувства героя к Маргарите (Гретхен). Это и грубое, чувственное влечение, и ощущение «мира и добра», и порывы возвышенной души. Однако Фауст губит жизнь Маргариты, будучи не в силах отказаться от нее. Так, умирает мать Маргариты (ей дают сильное снотворное), в поединке он смертельно ранит ее брата Валентина. Сама она убивает свою новорожденную дочь, а потом лишается рассудка. Люди осуждают Маргариту на смерть за все ее преступления. В ночь перед казнью Фауст открывает ее темницу. Но она отказывается бежать. Ее речи полубезумны, правда в них смешана с бредом. В этой сцене героиня Гете напоминает нам Офелию из шекспировского «Гамлета». Преступление Маргариты очевидно. Но, оставаясь верной своей любви, она, по мысли автора, заслужила прощение высшего суда. В финале первой части мы слышим голос: «Спасена!»
Таким образом, в трагедии философскому осмыслению подвергается сама природа человеческой души, сосуществование в человеке добра и зла.