Как можно истолковать образ пророка в одноимённых стихотворениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова? Сходство и различие образов пророка.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Пророк» — это своего рода ответ на стихотворение Пушкина с тем же названием. Оба художника говорят читателю о том, что главное предназначение поэта — нести миру, людям истину, «глаголом жечь сердца людей».
Черты одиночества и разлада с действительностью присущи обоим пророкам. Но лирического героя, поэта, в стихотворении Пушкина воскресил Господь, и отныне он, наделённый чудесным даром пророчества, в гармонии с Богом, миром, людьми.
И пророк в стихотворении Лермонтова отмечен знаком высшей, Божественной милости. Ему, лирическому герою, поэту, «вечный судья» дал «всеведенье пророка». Но его призванию не дано осуществиться: толпа, «ближние», враждебно восприняв его «любви и правды чистые ученья», изгоняют его в пустыню. В пустыню в материальном, вещном смысле, но вовсе не в духовном. В единении с природой теперь живёт герой, питаясь, «как птицы, даром божьей пищи».
И пустыня в стихотворении Лермонтова не символ перепутья и страстных поисков смысла жизни. Он живёт в реальной пустыне, пребывая, однако, в гармонии с природой, с Богом.
Ведь для героя пустыня становится и местом его уединения, пристанищем, куда не вхожа враждебная толпа.
Когда же поэту, с непринятым в нём даром пророка, приходится посещать «шумный град», враждебно настроенные люди готовы забросать его «каменьями».
Но главное — толпа не в силах простить поэту его гордыни: ведь он хотел уверить людей в том, что «Бог гласит его устами».
И самолюбивые старцы говорят юным:
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его.
Ошибочное суждение о поэте, пророке, передаётся из поколения в поколение — противоречия между поэтом и обществом обостряются.
Итак, в заключение можно сказать, что поэт, лирический герой стихотворения Пушкина, преображается духовно. Пророческий дар помогает ему жить в гармонии с миром, с людьми, с Богом.
А поэт в стихотворении Лермонтова несчастен; он реальный человек, видится в бытовых подробностях.
Пушкинский пророк уверен в важности своей миссии — «Глаголом жечь сердца людей». Пророк в стихотворении Лермонтова трагически одинок.
Подтверждается мысль, высказанная Пушкиным в стихотворении «Поэт» (1827). Истинный поэт в своём творческом взлёте, в минуты поэтического вдохновения, уходит от суетности мира и от людской молвы. В уединении, в отдалённости от толпы, он призван вещать истину — и в этом он видит своё высочайшее предназначение:
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков, и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…
Уточняем: и поэт («я»), и наделённый даром пророчества человек (пророк), и лирический герой стихотворений представлены в одном образе.