Ода (греч. ode — песня) — патетическое, торжественное стихотворение, посвященное какому-либо лицу или событию. Сначала одой считалась всякая торжественная песнь, предназначенная для хорового исполнения (оды Сапфо, Пиндара). Черты жанровой определенности (прославление вельможных особ и торжественных событий) ода обретает в творчестве поэта Квинта Горация Флакка, прославляющего императора Октавиана Августина [60]. В эпоху Возрождения и эпоху барокко поэты (П. Ронсар, Дж. Драйден, Р. Векерлин) ориентированы на античные образцы. В эпоху классицизма ода становится ведущим жанром (Ф. Малерб, Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Э. Лебрен). Стали выделять оды духовные, торжественные («пиндарические»), нравоучительные («горацианские»), любовные («анакреонтические») [14]. Композиционно оды состоят из трех частей: первая часть — заявленная автором тема, вторая часть — развитие темы и аргументы (обычно аллегорические), третья часть — дидактическая. В эпоху предромантизма жанровые признаки оды существенно меняются: в ней начинает доминировать философское содержание (оды Клопштока, Гельдерлина, Шиллера). В эпоху романтизма оды фактически освобождаются от своих характерных жанровых свойств (произведения П.Б. Шелли, Дж. Китса, А. Ламартина, В. Гюго) [14]. В русской поэзии ода представлена в творчестве В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, М.М. Хераскова, А.Н. Радищева, раннего А.С. Пушкина. Характерные черты русских од: активная роль лирического героя, наличие в оде элегических элементов (Г.Р. Державин «На смерть князя Мещерского») [60]. В поэзии XIX— XX вв. жанр оды встречается крайне редко (В.В. Маяковский «Ода революции»).
Определение ода
Сочинения по литературе - Готовые сочинения для всех