Особенности демонстрационной схемы
Как правило, ни одно объяснение нового материала в обучении не обходится без применения учителем каких-либо средств наглядности, например, моделей, иллюстраций, таблиц, графиков, схем. Их использование обоснованно, так как в процессе восприятия устной информации у ребенка должны быть задействованы различные анализаторы, в том числе и зрительные*.
Использование наглядности Я. А. Коменский считал «золотым» правилом обучения. В свое время он одним из первых в истории дидактики раскрыл сущность принципа наглядности, который заключается в том, что вещи нужно изучать «посредством самих вещей, то есть должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и тому подобного сами вещи, либо заменяющие их изображения».
Следуя принципу наглядности, когда происходит изучение учащимися сложных для понимания тем программного курса, учителя используют демонстрационные схемы, в которых заключается предметное содержание тем.
Внешний вид демонстрационных схем, а также способы представления данных схем аудитории имеют свои особенности.
- Схема должна быть продумана и создана заранее (на школьной доске, на листе бумаги, с помощью компьютера).
- Схема должна иметь достаточные размеры для зрительного восприятия.
- Условные обозначения должны быть известны учащимся либо объяснены в ходе визуального восприятия схемы.
- На схеме нужно показывать значимые элементы, отмечать детали.
- При объяснении учебного материала на основе демонстрационной схемы необходимо организовать коммуникацию по обсуждаемому вопросу.