Ответы на вопросы — Островский

Где и когда родился А.Н. Островский? Кем были его ро­дители?

А.Н. Островский родился в Москве, в районе Замоскворечья, 31 марта 1823 г. В «Записках замоскворецкого жителя», воссоз­давая яркий колорит этого островка патриархальной купеческой культуры, писатель отмечал: «Страна эта, по официальным изве­стиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье… До сих пор из­вестно было только положение и имя этой страны; что же касает­ся до обитателей ее, то есть образ жизни их, язык, нравы, обычаи, степень образованности, – все это было покрыто мраком неиз­вестности». Современники драматурга называли его «Колумбом Замоскворечья». Однако сам этот «замоскворецкий мир» воспри­нимался А.Н. Островским двойственно. С одной стороны, патри­архальный, старинный уклад взрастил его, дал ему жизненную мудрость, основательность, придал яркие краски его жизни. С дру­гой – худшее, что было в этом укладе: замкнутость мира, отчужде­ние домов и семейств, деспотизм и грубость, – драматург принять не мог. Все это впоследствии стало предметом изображения в его пьесах. Островский напишет в пьесе «Тяжелые дни»: «А живу в той стороне, где дни разделяются на легкие и тяжелые; где люди уверены, что земля стоит на трех рыбах и что, по последним изве­стиям, кажется, одна начинает шевелиться: значит, плохо дело; где заболевают от дурного глаза, а лечатся симпатиями; где есть свои астрономы, которые наблюдают за кометами и рассматривают двух человек на луне; где своя политика и тоже получают депеши, но только все больше из белой Арапии и стран, к ней прилежащих». Мир Замоскворечья в воображении Островского ассоциировался не только с жизнью Москвы, но и с жизнью всей России.

Практически все предки А.Н. Островского (прадеды, деды, дядя) были церковнослужителями. Николая Федоровича, отца бу­дущего писателя, также готовили к этому поприщу. Он закончил Костромскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию, но от дальнейшей церковной службы отказался. Служил он в судебном ведомстве, пользовался авторитетом как квалифици­рованный частный адвокат, защищавший интересы многих москов­ских купцов. В дворянской родословной Островских имя Николая Федоровича стоит первым: именно он в 1851 г. получил дворян­ство. Мать драматурга – Любовь Ивановна, дочь московской просвирни – умерла, когда А.Н. Островскому не было и девяти лет. Обстановка, в которой жил и воспитывался А.Н. Островский, способствовала его знакомству с нравами, образом жизни, куль­турой купечества и мещанства. Клиенты и посетители отца (по воспоминаниям Н.В. Берга, «в его доме с утра до ночи толклись купцы, решая разные свои вопросы»), соседи семьи Островских в Монетчиках, на Житной улице были в основном купцы и мещане. Именно в этой среде у А.Н. Островского было много близких дру­зей – все это в дальнейшем не могло не сказаться и на творческом интересе драматурга к этому своеобразному, но еще не описанному литературой миру «третьего сословия».

Когда состоялась премьера «Грозы»? Кто из русских ар­тистов сыграл в первых спектаклях?

Премьеры в Малом и Александринском театрах состоялись соответственно 16 ноября и 2 декабря 1859 г. Уже в то время дра­матургу был присвоен почетный титул «Шекспир русской сце­ны». Островский стал неофициальным режиссером собственных пьес в Малом театре. Упорная борьба за создание русского на­ционального театра, который драматург считал признаком совер­шеннолетия нации, привела к тому, что в своем лице Островский совместил должности режиссера, педагога, драматурга. Один из самых взыскательных критиков – Аполлон Григорьев – считал, что своими постановками Островский явил «четыре чуда»: «разом поставил на пьедестал великого артиста Садовского, разом соз­дал гениальный талант Васильева, разом оторвал национальную русскую актрису Л.П. Косицкую… хоть на время от гнусно-сен­тиментальных драм и всхлипываний щепкинской школы, а глав­ное – заставил петербургскую школу учиться… народному тону и у московской…» Великий Пров Садовский сыграл тогда Дикого, Васильев – Тихона, Косицкая – Катерину в постановке Малого театра. В Петербурге Катерину сыграла Фанни Снеткова. По сви­детельству современников, Островский остался доволен исполне­нием роли Катерины в Петербурге. Но свою Катерину он создавал «под Косицкую». Л.П. Косицкая, по мнению драматурга, была рав­на Катерине по страстности, одержимости и силе характера.

В свое время А.Н. Островский был одним из законода­телей театрального дела в России. Он возглавлял репертуар­ную часть московских театров, помогал становлению молодых актеров, писал теоретические работы о состоянии и перспекти­вах театрального дела в России. Не менее требовательным был А.Н. Островский и по отношению к литературе. Что можно сказать о литературных вкусах Островского, как он относился к творчеству своих современников?

По воспоминаниям современников драматурга, одним из самых почитаемых Островским писателей его времени был Л.Н. Толстой («Толстым я восхищаюсь, не рассуждая»). Сложным было от­ношение Островского к «Войне и миру», драматург фактически не принял образ Платона Каратаева. О М.Е. Салтыкове-Щедрине Островский говорил так: «Это замечательная сила, это крупный та­лант. Да это уж давно и не талант: это просто пророк, прорицатель. Главное в нем ум; а что такое талант, как не ум? А что вдохнове­ние, как не талант? Вот почитайте книги пророков, особенно вто­рую книгу Эздры: какая сильная поэзия. Вот и Салтыков такой же поэт…» О Н.В. Гоголе Островский был самого высокого мнения, но его взгляды на творчество писателя часто были противоречивы: «…Напрасно считают меня, Писемского и Гончарова последова­телями или продолжателями гоголевской школы. Достоевский – другое дело: этот весь вышел из „Шинели” Гоголя. Гоголь не может быть назван и первым комическим писателем: до него уже было „Горе от ума” … Некоторые типы „Мертвых душ” нежизненны; где встретите вы Манилова, Чичикова? Это не типы живых людей… а собирательные создания… Великорусского народа, простонародия он не знал: дядя Митяй и дядя Миняй у него вышли карика­турными…
…Это огромный талант, гений, который является, может быть, раз в тысячелетие, талант именно общечеловеческий: его Плюшкин, его Собакевич, Хлестаков – все это не столько русские типы дан­ного времени, сколько вечные образы общечеловеческих страстей и характеров. Этот талант – бриллиант, но редкий, это ненормаль­ный талант совершенно вне общелитературного течения…».