Почему «Слово о полку Игореве» относится к воинской повести? Особенности жанра.
«Слово о полку Игореве» называют воинской повестью потому, что действующие лица, русские князья, связывают свою жизнь и главные цели с идеей войны.
Войны с внешними недругами при условии мира и согласия друг с другом. Русские в знаменитом сражении готовы помериться силами со своими давнишними недругами, половцами, с которыми они вели постоянные войны за первенство на территории южных земель.
Главные герои руководствуются прежде всего честолюбивыми замыслами; им хочется первенствовать среди своих соперников, друзей и недругов прежде всего в Русском мире. Но победа над половцами должна принести явные выгоды и всей Киевской Руси.
У князя Игоря и его дружинников свои понятия о нравственных ценностях воина: боевые помощники князя, дружинники, охотно поддерживают своего предводителя и стремятся сыскать в битвах себе честь, а князю — славу. Плен они считают позором, и слова князя Игоря о том, что лучше убитым быть, чем попасть в плен, звучат как афоризм.
Почему ещё относят «Слово» к воинской повести? Потому, что киевский князь Святослав в своём «золотом слове» предстаёт и как государственный политик, и как мудрый стратег. И неудачу похода Игоря он видит в предшествующей истории Руси, когда русские князья вместо единения и общности интересов являли миру враждебность, агрессию и разрушительные войны.
Богата образная система «Слова о полку Игореве», которая создаёт представление о подлинной воинственности князей и их войска, дружинников.
Так, воины Всеволода, князя курского, рождены, «повиты», под звуки военных труб. Они растут «под шеломами», под шлемами своих отцов. Они «с конца копья вскормлены». Война в их крови и помыслах.
Подлинной заслугой автора «Слова» является то, что он в своей повести, по жанру воинской повести, сумел выстроить те посылы, создать те традиции, на которых строится система образов в литературе последующих времён.
Мужчины в произведении сильны, мужественны и честолюбивы; женщины нежны, преданы долгу и самоотверженны; природа поэтична и одухотворена.
И всё же «Слово» — повесть прежде всего о войнах (не об одном сражении!) и о мире как уравновешивающем состоянии в жизни русских людей далёкого XII в.