Почему в поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор под­вергает осуждению и помещичий деспотизм, и добровольное холопство?

Почему в поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор под­вергает осуждению и помещичий деспотизм, и добровольное холопство?

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — энциклопедия русской жизни в переломную эпоху, когда недавняя отмена (1861) кре­постного права повлекла за собой ломку феодально-крепост­нических отношений, изменения в политике, экономике, общественных формах жизни. «Распалась цепь великая: одним концом — по барину, другим — по мужику», — это фраза не раз по­вторяется в поэме.

Она означает не только утрату помещиками власти над крепостными крестьянами и наступившее вслед за этим эконо­мическое оскудение, обнищание в среде дворянства. Это изре­чение означает также наступившие изменения в жизни самого крестьянства, причём изменения не самые благополучные.

Гротескный образ князя Утятина страшен. Он олицетворяет собой уже поверженное, но не до конца истреблённое зло кре­постничества.

Крестьянская община, бывшие подданные князя, счастливы тем, что «крепь» позади. Однако из-за приобретения в будущем поёмных лугов, обещанных молодыми господами, они готовы притворяться прежними верными холопами. Ведь тогда вы­живший из ума князь будет думать, что былое могущество воз­вратилось к нему.

Консервативное дворянство изображено в лице помещика Поливанова, развратного и лживого.

Им противостоят крепостные крестьяне не только из-за своего положения зависимых людей, слуг.

Холоп примерный, Яков верный, наказывает барина тем, что, привезя его в тёмный лес, вешается на дереве как раз над бес­помощным обидчиком, своим лютым врагом. Убивает себя, но не своего господина; это протест раба.

Крестьянин Ипат счастлив, когда барин, забавляясь, «те­ряет» его на заснеженной дороге, а затем сажает рядом со своей особой.

Счастлив своим лизоблюдством дворовый князя Переме­тьева.

Крепостная зависимость не только подавляет гордость и ущем­ляет человеческое достоинство «людей холопского звания».

Некоторые слуги господ-крепостников бывают счастливы положением любимых рабов и видят в нём смысл своей жизни.

В этих образах автором дана нравственная оценка харак­теров людей противоположных социальных классов, дворян и крестьянства. Он осуждает деспотизм и беспредел в поведе­нии помещиков и рабскую психологию, добровольное холоп­ство людей из народа. Достоинство человека, на какой бы сту­пени социальной лестницы он ни находился, превыше всего.