Почему в поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор подвергает осуждению и помещичий деспотизм, и добровольное холопство?
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — энциклопедия русской жизни в переломную эпоху, когда недавняя отмена (1861) крепостного права повлекла за собой ломку феодально-крепостнических отношений, изменения в политике, экономике, общественных формах жизни. «Распалась цепь великая: одним концом — по барину, другим — по мужику», — это фраза не раз повторяется в поэме.
Она означает не только утрату помещиками власти над крепостными крестьянами и наступившее вслед за этим экономическое оскудение, обнищание в среде дворянства. Это изречение означает также наступившие изменения в жизни самого крестьянства, причём изменения не самые благополучные.
Гротескный образ князя Утятина страшен. Он олицетворяет собой уже поверженное, но не до конца истреблённое зло крепостничества.
Крестьянская община, бывшие подданные князя, счастливы тем, что «крепь» позади. Однако из-за приобретения в будущем поёмных лугов, обещанных молодыми господами, они готовы притворяться прежними верными холопами. Ведь тогда выживший из ума князь будет думать, что былое могущество возвратилось к нему.
Консервативное дворянство изображено в лице помещика Поливанова, развратного и лживого.
Им противостоят крепостные крестьяне не только из-за своего положения зависимых людей, слуг.
Холоп примерный, Яков верный, наказывает барина тем, что, привезя его в тёмный лес, вешается на дереве как раз над беспомощным обидчиком, своим лютым врагом. Убивает себя, но не своего господина; это протест раба.
Крестьянин Ипат счастлив, когда барин, забавляясь, «теряет» его на заснеженной дороге, а затем сажает рядом со своей особой.
Счастлив своим лизоблюдством дворовый князя Переметьева.
Крепостная зависимость не только подавляет гордость и ущемляет человеческое достоинство «людей холопского звания».
Некоторые слуги господ-крепостников бывают счастливы положением любимых рабов и видят в нём смысл своей жизни.
В этих образах автором дана нравственная оценка характеров людей противоположных социальных классов, дворян и крестьянства. Он осуждает деспотизм и беспредел в поведении помещиков и рабскую психологию, добровольное холопство людей из народа. Достоинство человека, на какой бы ступени социальной лестницы он ни находился, превыше всего.