Понимание причинно-следственных связей НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Понимание причинно-следственных связей НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Одной из задач обучения географии является установление причинно-следственных связей, так как их раскрытие позволяет понять сущность географических объектов, процессов и явле­ний. Если учитывать, что наглядное представление объекта, процесса и явления облегчает понимание, то работа со схемой обеспечит понимание причинно-следственных связей.

Рассмотрим пример работы со схемой на уроке географии в 8 классе по теме «Континентальный климат». В процессе по­строения схемы и рассуждения на тему «Почему для континен­тального климата характерно малое количество осадков?» уча­щимся предлагается представить и изобразить перемещение воздушных масс (на схеме они обозначаются символом – чело­вечком) и изменение влажности (на схеме – ведро с водой или без воды).

Рассуждение осуществляется с опорой на схему по следую­щей логике: континентальный климат формируется в централь­ных частях материков, удаленных от влияния морского воздуха, поэтому в течение всего года там господствуют континенталь­ные воздушные массы: летом – тропические, жаркие и очень сухие, зимой – умеренные, холодные и сухие. Зимний воздух более влажный, чем летний.

Вопрос: Почему летом господствуют тропические массы?

Континентальный умеренный климат характеризуется изме­нением климатических показателей с запада на восток (вглубь континента – суши), в том числе быстрым уменьшением годово­го количества осадков – от 700 до 150 мм.

Вопрос: Почему, чем дальше от влияния Атлантического океана, тем более сухой климат?

Главные факторы (условия) распределения атмосферных осадков:

  • Географическая широта местности – при продвижении к тро­пическим и субтропическим широтам количество осадков уменьшается (образуются ландшафты степей, полупустынь и пустынь).
  • Континентальность географического положения – удаленность территории от источника увлажнения: внутриконтинентальные районы получают намного меньше осадков, чем приморские.
  • Рельеф — горный барьер, встречающийся на пути воздушной массы, заставляет воздух подниматься вверх и тем самым спо­собствует конденсации. Поэтому на наветренных склонах, в вы­соких горах всегда выпадает больше осадков, чем на расположен­ных рядом равнинах.

Вопрос: Почему на юго-востоке Восточно-Европейской равнины образовались степи и полупустыни?

В центральных частях материков над сильно прогретой (летом) и сильно выхоложенной (зимой) поверхностью формируются сезонные антициклоны (например, Сибирский антициклон) – это нисходящие потоки холодного воздуха, образующие на поверх­ности область повышенного атмосферного давления. Нисходя­щий воздушный поток при приближении к земной поверхности прогревается (летом), воздух становится сухим, и осадков не выпадает. Не выпадает осадков и зимой – опускающийся воз­дух антициклона холодный, и поэтому содержит очень малое количество влаги.

Вопрос: Какую погоду приносит антициклон?

Приподнятый котловинный рельеф Центральной Азии (в том числе Южной Сибири) благоприятствует выхолаживанию по­верхности зимой и прогреванию летом, и, как следствие, накап­ливанию больших объемов континентального (сухого) воздуха.

Вопрос: Почему континентальный климат характеризует­ся пониженной влажностью?

В процессе рассуждения выясняется, где и почему на схеме изображены пустые ведра (на севере и юге), почему при при­ближении к определенному месту (с востока и запада) напол­ненные ведра «опустошаются».

Далее работа осуществляется в паре. Каждый учащийся должен воспроизвести предложенную логику рассуждений для напарника дважды. Первый раз можно пользоваться данным описанием с обязательной ссылкой на схему. За­тем учащийся воспроизводит это рассуждение во второй раз, своими словами, но пользуется уже не схемой, а картой.

Если материал новый, то напарник может делать то же са­мое, тогда действия детей в паре будут осуществляться пооче­редно. Если же это урок-повторение, то напарник может осуще­ствлять рассуждение только по поводу другого типа климата.

Работа со схемой (в совокупности с картой) продолжается при установлении причинно-следственных связей между типом климата и характеристиками территорий; можно сделать пред­положение, почему в определенных областях образовались сте­пи, пустыни, полупустыни.

Пример задания: Почему континентальный климат приво­дит к образованию степей, полупустынь и пустынь?

Работа осуществляется в группах. Группа должна ответить на вопрос, выстраивая логичное объяснение с опорой на схему. После того как логика рассуждения выстроена, она должна быть проверена на истинность. Для этого группа получает карточку с вопросами, ответы на которые должны сопоставляться с ос­новными пунктами выстроенного рассуждения. Если фиксиру­ются расхождения, то рассуждение корректируется.

Примерные вопросы для проверки выстроенной в груп­пе логики рассуждения по данной теме:

  1. На какой географической широте образовались степи (по­лупустыни) в России?
  2. Какие климатические показатели способствуют образова­нию степей (полупустынь)?
  3. Почему степи (полупустыни) образуются именно при недос­таточном увлажнении, а не избыточном?
  4. Как испаряемость влияет на образование почв степей?
  5. Почему именно в степи образуются самые плодородные поч­вы нашей страны – черноземы?
  6. Что общего у степи и тундры?
  7. Как засушливость климата и засоленность степных почв влияют на растительность степей?
  8. Почему степи – «царство трав»?
  9. Как степные растения приспособились к условиям недос­таточного увлажнения?
  10. Почему леса в степи встречаются только в поймах рек, на склонах долин и балок?
  11. Почему степные растения называют не только засухоус­тойчивыми, но и морозоустойчивыми?
  12. Почему в степи обитает много грызунов?
  13. Как степные животные приспособились к открытым про­странствам?
  14. Почему в степи мало крупных животных?
  15. Почему именно нора является для многих степных живот­ных убежищем от врагов, укрытием от зноя и стужи, местом для выведения потомства?

Следующий тип заданий, которые учащиеся могут выпол­нять с использованием предложенной схемы, обеспечивает по­нимание сути происходящих в природе процессов.

Работа осуществляется в паре. Учащиеся попеременно от­вечают друг другу на данные вопросы: например, первый уча­щийся отвечает на все нечетные вопросы, а второй – на все четные. Поскольку ответ на вопрос принимается только в том случае, если отвечающий, строя объяснение, опирался на схему, то это некоторым образом гарантирует, что формальных, заученных (не основанных на понимании) ответов не будет. Даже если пер­воначально школьник не до конца понимал суть происходящих в природе процессов, то само «привязывание» ответов к схеме обеспечивает более глубокое понимание.

Примерные варианты вопросов к предложенной схеме:

  1. В каком ведре в течение всего года набольшее количество воды? Почему?
  2. В каком ведре много воды только летом? Почему?
  3. В каком ведре наименьшее количество воды? Почему?
  4. Почему в ведре № 4 воды будет немного больше, чем в вед­ре № 2, и намного меньше, чем в ведре № 1 ?
  5. Почему при движении на восток уменьшается количество воды в ведре № 1?
  6. Вода какого океана будет в ведре № 1 ?
  7. Почему воды этого океана почти не будет в ведре № 1 за Ураль­скими горами?
  8. В какое время года воды почти не будет в ведре № 3?
  9. Почему количество воды уменьшается в ведре № 3 при про­движении вглубь материка?
  10. Сможет ли человечек с ведром № 3 донести воду до Ураль­ских гор? Почему?
  11. Почему Северный Ледовитый океан дает очень мало во­ды, ведь это же океан? Объясните противоречие данного факта с тем, что приморские районы получают всегда много воды.
  12. Как объяснить взаимосвязь между количеством воды в ведре № 2 и сильным выхолаживанием (промерзанием) по­верхности в этом районе Земли?
  13. Почему в Казахстане образовались степи? Как это связа­но с количеством воды в ведре № 4?
  14. Ученые уверяют нас, что основным источником влаги для России является Атлантический океан. А всё-таки для каких территорий он является основным источником влаги, а для ка­ких – нет?
  15. А в нашей местности «атмосферная вода» из какого «ведра»?

В зависимости от поставленных учителем задач после пер­вого такта работы может планироваться второй подобный такт, только в другой паре. Теперь пары формируются так, что уча­щийся будет отвечать на те вопросы, на которые он не отвечал в прежней парс.